Конкурс по сказкам А.С.Пушкина.
Вед.: Мир пушкинских сказок к себе нас манит,
Они так влекут, как волшебный магнит,
И дарят опять свою радость и грусть,
Хоть мы уже знаем все-все наизусть.
И стоит лишь книжку едва приоткрыть,
То в бочке с Гвидоном пускаешься плыть,
То рыбку желанья зовёшь исполнять,
То беса с Балдою идёшь побеждать,
И служит тебе петушок золотой,
И ветер вступает в беседу с тобой,
И Лебедь приветливо машет крылом:
«Добро побеждает, воюя со злом!»
Кто не знает сказок Пушкина! Трудно даже вспомнить, когда вы слышали их впервые. Ещё бы! Ведь тогда вы были совсем маленькие, и кто-то из взрослых читал вам эти сказки вслух, ведь сами читать вы ещё не умели. Но полюбившиеся строчки запомнились на всю жизнь: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет», «Жил-был поп, толоконный лоб», «Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи…»
Волшебный мир пушкинских сказок навсегда становится близким и родным. Совсем забыв о том, что сказкам этим почти двести лет, мы вновь и вновь переживаем за скромную добрую царевну, которую изводит злая царица – мачеха, смеёмся над доверчивым бесёнком, обманутым ловким Балдой, беспокоимся за плывущего по морю в бочке князя Гвидона, радуемся, когда торжествует добро, а зло наказано по заслугам.
Но вот удивительно: никто не считает Пушкина сказочником. Любой скажет: Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. И с этим не поспоришь, ведь сказки – только маленькая частичка того, что создал Пушкин. К тому же, появились на свет они почти случайно.
Пушкин родился в дворянской семье. И, как всех дворянских детей, маленького Сашу воспитывала няня. Звали её Арина Родионовна. Она пела малышу песни, рассказывала сказки. И, наверное, делала это так замечательно, что Александр Сергеевич полюбил русские народные песни и сказки на всю жизнь.
Александр Сергеевич вырос и стал замечательным поэтом, сочинил много стихов. Но не все стихи поэта пришлись по вкусу властям. За вольнолюбивые стихи, призывающие к свободе, молодого Пушкина по приказу царя наказали – отправили в ссылку, сначала в Одессу, а потом в село Михайловское Псковской губернии, в имение родителей поэта.
Два с лишним года прожил Пушкин в глухом селении. Выезжать оттуда ему было запрещено. И всё это время вместе с ним в Михайловском была только старушка – няня. Долгими зимними вечерами под завывание бурь и шум снежных вихрей Арина Родионовна, пытаясь отвлечь любимого Сашеньку от тоски да грустных мыслей, как в детстве, пела ему русские песни да рассказывала сказки. А Пушкин принялся записывать их со слов няни, а потом взялся перекладывать в стихи.
Так появились эти прекрасные сказки. Пушкин открыл для литературы новую поэзию, поэзию сказочных чудес.
В своих сказках Пушкин простыми понятными словами рассказывает о жизни людей со всеми её радостными, страшными, удивительными и смешными событиями. Он воспевает необыкновенную русскую душу, её благородство, восхищается мужественной борьбой за счастье. мир и справедливость.
Ребята, вы все хорошо знаете сказки А.С.Пушкина. И сегодня мы хотим провести конкурс по эти сказкам.
Участники делятся на 4 команды по 5-6 человек. Команда, выполнившая задания первой, получает 4 очка, второй – 3 очка, третьей – 2 очка, четвёртой – 1 очко. Если команды ответили одинаково правильно, всем четырем присуждается по одному очку. Если команда выполнила задание первой, но допустила ошибку, то она получает на одно – два очка меньше.
I этап. «Выбери сказку».
Командам выдаются карточки с названиями сказок. Команды должны отметить те сказки, которые принадлежат А.С.Пушкину.
1. «Сказка о золотой рыбке».
2. «Айболит».
3. «Конёк – Горбунок».
4. «Сказка о попе и работнике его Балде».
5. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
6. «Муха – Цокотуха».
7. «Сказка о золотом петушке».
8. «Федорино горе».
9. «Сказка о царе Салтане…»
10. «Дядя Стёпа».
II этап. «Узнай сказку».
Команды прослушивают отрывки из различных сказок А.С.Пушкина и распределяют их номера по колонкам. За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл.
№1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
№2. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил – был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить…
№3. Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей.
Королевич Елисей.
№4. Между тем как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
№5. Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына,
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
№6. Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
№7. Воротился старик ко старухе:
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?»
№8. Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого,
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать велят.
№9. Вот пришел он к синему морю;
Видит – море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Что тебе надобно, старче?»
№10. Пристают к заставе гости;
Царь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
№11. Ой, вы молодцы честные,
Братцы вы мои родные,-
Им царевна говорит,-
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? Ведь я невеста.
№12. Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит «Кири –ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
№13. Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
№14. «Царь! – ответствует мудрец,-
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнишь, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу»…
№15. Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно!-
Никого меж тем не видно.
№16. Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
«Сказка о царе Салтане…» | «Сказка о рыбаке и рыбке» | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | «Сказка о золотом петушке» |
№ 1 | № 7 | № 3 | № 2 |
№ 4 | № 9 | № 6 | № 5 |
№ 8 | № 13 | № 11 | № 12 |
№ 10 | № 16 | № 15 | № 14 |
III этап. «Реставраторы».
Команды получают разрезанную на части иллюстрацию к сказке А.С.Пушкина и складывают её.
IV этап. «Вопросник».
Каждая команда отвечает на вопросы, за правильный ответ команде присуждается 1 очко. Если команда не знает правильного ответа или ответила неверно, право ответа переходит к следующей команде.
1. Какими словами бранила старуха старика? (дурачина, простофиля)
2. Кем захотела стать старуха, после чего рыбка превратила ее опять в крестьянку? (владычицей морскою)
3. Где жил старик со старухою? (в ветхой землянке)
4. Сколько лет жили у синего моря старик со старухою? (тридцать лет и три года)
5. Каким волшебным предметом владела мачеха царевны из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»? (зеркальцем)
6. Что приказала злая царица свой служанке Чернавке сделать с царевной в лесу? (отвести ее далеко в лес, связать живую под сосной и «оставить ее там на съедение волкам»)
7. Кто отправился на поиски царевны? (ее жених, королевич Елисей)
8. К кому обращался за помощью королевич Елисей во время поисков своей невесты? (к солнцу, месяцу, ветру)
9. Кто верный сторож царя Дадона? (золотой петушок)
10. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (мудрец)
11. Зачем царю Дадону понадобился золотой петушок? (чтобы охранять границы его царства)
12. Что попросил мудрец в награду за золотого петушка? (шамаханскую царицу)
13. От нападок какой птицы царевич спас царицу Лебедь? (коршуна)
14. В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (в комара, муху, шмеля)
15. Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон? (чудный город; белку с золотыми орехами; 33 богатыря с дядькой Черномором; царевна согласилась стать его женой)
16. Мимо какого острова лежал путь купцов в царство славного Салтана? (мимо острова Буяна)
17. С каких слов начинается «Сказка о попе и работнике его Балде»? (жил-был поп, толоконный лоб)
18. Где встретились Балда и поп? (на базаре)
19. Какое трудновыполнимое задание дал поп Балде? (собрать с чертей оброк)
20. Какую плату за свою работу попросил Балда? (за три щелчка по лбу в год)
V этап. «Собери название».
Каждой команде выдается название сказки А.С.Пушкина, разрезанное по слогам. Команды должны сложить их в название.
- «Сказка о царе Салтане и…»
- «Сказка о золотом петушке»
- «Сказка о попе и работнике его Балде»
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
VI этап. «Продолжи строчку».
Задача команд – продолжить строчки из сказок, воспроизвести текст как можно точнее.
1 команда.
1. Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
___________________ (Всех румяней и белее).
2. Три девицы под окном
____________________ (Пряли поздно вечерком).
3. Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
________________________(Чего тебе надобно старче?).
2 команда.
1. Жил – был поп
______________(Толоконный лоб).
2. Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
__________________(Тридцать три богатыря)
3. И ей зеркальце в ответ:
___________________(Ты прекрасна спору нет).
3 команда.
1. Ветер, ветер! Ты могуч,
___________________(Ты гоняешь стаи туч).
2. А орешки не простые,
____________________(Все скорлупки золотые).
3. Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
______________________(А неведому зверюшку).
4 команда.
1. Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
______________________(А во лбу звезда горит).
2. Сказка ложь, да в ней намек!
_______________________(Добрым молодцам урок).
3. Старика старуха забранила:
________________________(Дурачина ты, простофиля)
VII этап. «Реши кроссворд».
Все слова, зашифрованные в кроссворде, пишутся в именительном падеже, единственном числе. За каждое правильное слово команда получает 1 очко.
По горизонтали:
- «Сказка о царе Салтане…» – В какое время суток разговаривали три сестры о том, что бы они делали, если бы были царицами. (вечер)
- В кого превращался князь Гвидон, когда полетел навестить своего отца в третий раз? (шмель)
- «Будь одна из вас ткачиха,
А другая………………….». (повариха)
4. Что поймал старик, когда в первый раз забросил свой невод? (тина)
5. Чем отравила злая царица царевну из «Сказки о мертвой царевне и …»? (яблоко)
6. В кого превратился князь Гвидон, когда полетел навестить своего отца во второй раз? (муха)
7. Чем старик ловил рыбу? (невод)
8. Куда выбросило море бочку, в которой был князь Гвидон вместе со своею матушкой? (остров)
По вертикали:
- «Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые
Все равны, как на подбор,
С ними дядька……………» (Черномор)
Дополнительные вопросы.
В том случае, если команды набирают одинаковое количество очков, то им задаются дополнительные вопросы. Та команда, которая отвечает первой и правильно, выигрывает.
1. Из какого дерева смастерил себе лук князь Гвидон, когда вышел из бочки вместе со своею матушкой? (из дуба)
2. Чем угостили царевну семь богатырей при первой их встрече?
(Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали)
3. Как назывался дом, в котором жили семь богатырей? (терем).
По окончании игры подсчитываются очки каждой команды и определяется победитель. Проходит награждение.