С.Я.Маршак. Познавательная программа

                                  Дом, который построил Маршак        

1-й вед.: Ребята, наша сегодняшняя встреча посвящена творчеству замечательного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака. А какие стихи Маршака вы знаете? (Ответы детей.) 

     Ведущие зачитывают стихотворения «Багаж», «Кот и лодыри», «Великан», «Книжка про книжку» целиком или частично. 

2-й вед.: С.Я.Маршак родился 3 ноября (22 октября – по ст. стилю) 1887 года в городе Воронеже. Семья бы

ла большая и очень дружная.

Отец его, мастер-химик по профессии, очень любил книги, литературу и знал несколько иностранных языков. Мать занималась воспитанием детей, а их было шестеро. Большая семья Маршаков подарила нам трех писателей: самого Самуила Яковлевича, его брата – Михаила Ильина (Илья Яковлевич Маршак), написавшего книги: «Солнце на столе», «Сто тысяч почему», «Рассказы о том, что тебя окружает» и сестру – Е.Ильину (Лия Яковлевна Маршак-Прейс), написавшую книгу «Четвертая высота». Самуил Яковлевич был для них не только старшим братом, но и учителем, наставником.

1-й вед.: Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель прожил в уездном городке Острогожске

Воронежской губернии, здесь его отец служил техником на мыловаренном заводе.

Книга в семье Маршака была любимым другом, и стихи рано вошли в жизнь будущего поэта. Стихи Маршак стал сочинять с четырех лет. А к одиннадцати годам он написал уже несколько длиннейших поэм и перевел оду Горация.

В 1902 году в жизни Маршака произошло важное событие: его перевели в одну из лучших Санкт – Петербургских гимназий. В 1904 году печатаются в журналах его первые стихи.

2-й вед.: Через несколько лет, в 1912 году, для завершения образования Маршак отправляется в Англию и поступает в Лондонский университет на факультет искусств. Он изучает английскую поэзию и путешествуе

т по стране «с мешком за плечами и палкой в руках», слушает английские народные песни. Многие английские народные песни и баллады мы помним с детства именно в переводах Самуила Яковлевича.

     Ведущие зачитывают стихотворения «Дом, который построил Джек», «Шалтай – балтай» целиком или частично. 

1-й вед.: В начале 1920-х годов начинается творчество Маршака как детского писателя. В 20-е годы выходят его книги: «Детки в клетке», «Пожар», «Сказка о глупом мышонке» (1923), «Багаж» (1926), «Почта» (1927), переводы английских народных песенок («Дом, который построил Джек» и другие).

В 1930 году выходит одно из его самых известных и любимых детьми книжек – «Вот такой рассеянный», в 1933-м – знаменитый «Мистер Твистер», в 1937-м – «Рассказ о неизвестном герое».

     Ведущие зачитывают стихотворения «Вот такой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», «Почта», «Детки в клетке»  целиком или частично. 

2-й вед.: О своих маленьких читателях поэт говорил с любовью:

Читатель мой особенного рода,

Умеет он под стол ходить пешком.

Но радостно мне знать, что я знаком

С читателем двухтысячного года.

1-й вед.: Поэт получал много писем от взрослых читателей и от детей. Вот некоторые из тех писем, что писали ему маленькие читатели.

2-й вед.: «Милый дедушка! Сколько же тебе лет? Есть уже сто? Ведь еще моя бабушка читала твои стихи, когда была маленькой, и мои мама, и папа тоже…»

1-й вед.: «Дорогой дедушка Маршак! Приезжай к нам в гости в Киев. Только со своей раскладушкой, а то дома может не оказаться  лишней постели».

2-й вед.: «Дорогой Самуил Яковлевич! Где теперь живет человек рассеянный? Может быть, он теперь исправился? Если да, то что он теперь делает? И как он одевается? Таня Кравцова из Ленинграда. 30 апреля 1956 года».

1-й вед.: Тане Кравцовой Маршак ответил так: «Дорогая Таня! Я очень рад, что тебе понравилась книжка про человека рассеянного. К сожалению, он еще не исправился. Надевает на голову сапог, пишет письма огурцом, спит под кроватью. Вот такой рассеянный с улицы Бассейной! Где он теперь живет, я не знаю. Он сам забыл свой адрес. А тебе шлю привет и посылаю в подарок книгу «Кошкин дом». Твой С.М.Маршак».

2-й вед.: Из города Красноуральска пришло такое письмо: «Дорогой писатель Маршак! Почему это так получается: учу я учу уроки, а когда вызовут к доске, всегда знаю только половину».

Самуил Яковлевич ответил ему: «Учи вдвое больше – будешь знать всё».

1-й вед.: О письмах детей писатель написал и стихотворение:

Почта мне письмо доставила,

На конверте в уголку

Нацарапано: «Писателю»,

А пониже: «Маршаку».

С этим адресом мудреным,

Добрело письмо ко мне.

Слава честным почтальонам

С толстой сумкой на ремне.

2-й вед.: Кроме стихов Маршак писал пьесы для детей. Особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом».

     Ведущие зачитывают отрывок из пьесы «Кошкин дом». 

1-й вед.: Самуил Яковлевич Маршак прожил долгую жизнь, написал много стихотворных произведений, пьес, сказок. Умер он 4 июля 1964 года в Москве. Но до сих пор дети читают и знают его стихи.

2-й вед.: А сейчас, ребята, давайте проведем игру по творчеству С.Я.Маршака.  

     Участник, давший правильный ответ на любой вопрос игры, получает жетон. 

                                                                Игра.

I задание.

     Ведущий читает телеграммы-шутки, составленные по произведением С.Маршака, а дети отгадывают, от кого и кому может быть эта телеграмма:

1. В город Житомир: «Встречайте на вокзале, еду с большим багажом. Дама». (По стих. «Багаж»)

2. Министерству образования: «Просим построить школу для котят. Мы хотим учиться грамоте! Кот».  (По стих. «Кот и лодыри»)

3. Библиотеке: «Мы убежали от Гришки. Пожалейте, почистите и подклейте нас! Книжки». (По стих. «Книжка про книжки»)

4. В милицию: «Помогите найти героя, приметы: плечистый и крепкий, ходит в белой футболке и кепке. Фотографы и пожарные»). (По стих. «Рассказ о неизвестном герое»)

5. Великану из 113-й квартиры: «Помогите перевезти пассажирский поезд!». («По стих. «Великан») 

II задание.

Ведущий зачитывает строчки из произведений С.Маршака, а дети должны ее продолжить.

1. Не хотел котенок мыться

Опрокинул он (корытце)

2. У Ваньки, у Встаньки – несчастные (няньки)

3. Мой веселый, звонкий  (мяч)

4. Выдали даме на станции

Четыре зеленых  (квитанции)

5. Вместо шапки на ходу

Он надел (сковороду)

6. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 н6а медной бляшке,

В синей форменной  (фуражке)

7. Где обедал воробей?

В зоопарке (у зверей)

8. Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

-Нет, твой голос нехорош.

Слишком громко (ты поешь)

9. Собрались лодыри

На урок,

А попали лодыри

(На каток)

10. Вот тебе под спинку

Мягкую (перинку)

Вот тебе под ушки

Белые (подушки)

III задание.

     «Что такое перед нами?» Ведущий зачитывает загадки С.Маршака, а дети должны их разгадать.

     По книге Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки.-М.: Изд-во «Детская литература», 1987.-С.91-94. 

IV задание.

Ведущий зачитывает четверостишья из «Детки в клетке», а дети должны угадать животное, про которое в нем говориться.

1. Дали туфельки ему,

Он сказал: «Нужны пошире,

И не две, а все четыре!»                  (слон)

2. Он так высок,

Что нелегко сорвать цветок.    (жираф)

3. К этой киске,

Не подходите близко!    (тигренок)

4. Правда, дети, я хорош?

На большой мешок похож.

На морях в былые годы

Обгонял я пароходы.          (пингвин)

5. Они играли в чехарду

В зоологическом саду.    (кенгуру)

6. Течёт вода с младенца

Он недавно из пруда

Дайте полотенце.     (гусенок)

7. На дальнем жарком юге,

На пальмах и кустах,

Визжат мои подруги,

Качаясь на хвостах.     (обезьяна)

8. Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы.    (зебры)

9. Когда пугаюсь, я бегу,

Вытягивая шею,

А вот летать я не могу,

И петь я не умею.   (страус)

10. Есть ребенку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра!    (верблюд)

V задание.

     Дети должны отгадать чайнворд по произведениям писателя.

1. Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них

Очень тихий (ёжик)

2. Собрались лодыри на урок,

А попали лодыри на (каток)

3. К богатой кошке гость пришел,

Известный в городе (козел)

4. Плывет, плывет кораблик

На запад, на восток.

Канаты – паутинки,

А парус –  (лепесток)

5. Против дома у ворот

Жил в сторожке старый (кот)

6. Только пони и верблюд

Принимаются за (труд)

7. Дама сдавала в багаж

(Диван)

8. Учитель задал мне вопрос:

Где расположен Канин (нос)

9. После пищи нужен сон,

Прислонившись, дремлет  (слон)

10. На дворе и дождь, и снег,

Ты пусти нас на  (ночлег)

11. А в бассейне что-то мокло

Это был (гиппопотам)

12. Ведет кораблик утка

Испытанный (моряк)

     Подсчитываются жетоны и определяются три победителя, которым вручаются призы.

     Мероприятие заканчивается чтением произведений С.Я.Маршака.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Комментарии отключены

Filed under Сценарии

Comments are closed.