Дом, который построил Маршак
1-й вед.: Ребята, наша сегодняшняя встреча посвящена творчеству замечательного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака. А какие стихи Маршака вы знаете? (Ответы детей.)
Ведущие зачитывают стихотворения «Багаж», «Кот и лодыри», «Великан», «Книжка про книжку» целиком или частично.
2-й вед.: С.Я.Маршак родился 3 ноября (22 октября – по ст. стилю) 1887 года в городе Воронеже. Семья бы
ла большая и очень дружная.
Отец его, мастер-химик по профессии, очень любил книги, литературу и знал несколько иностранных языков. Мать занималась воспитанием детей, а их было шестеро. Большая семья Маршаков подарила нам трех писателей: самого Самуила Яковлевича, его брата – Михаила Ильина (Илья Яковлевич Маршак), написавшего книги: «Солнце на столе», «Сто тысяч почему», «Рассказы о том, что тебя окружает» и сестру – Е.Ильину (Лия Яковлевна Маршак-Прейс), написавшую книгу «Четвертая высота». Самуил Яковлевич был для них не только старшим братом, но и учителем, наставником.
1-й вед.: Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель прожил в уездном городке Острогожске
Воронежской губернии, здесь его отец служил техником на мыловаренном заводе.
Книга в семье Маршака была любимым другом, и стихи рано вошли в жизнь будущего поэта. Стихи Маршак стал сочинять с четырех лет. А к одиннадцати годам он написал уже несколько длиннейших поэм и перевел оду Горация.
В 1902 году в жизни Маршака произошло важное событие: его перевели в одну из лучших Санкт – Петербургских гимназий. В 1904 году печатаются в журналах его первые стихи.
2-й вед.: Через несколько лет, в 1912 году, для завершения образования Маршак отправляется в Англию и поступает в Лондонский университет на факультет искусств. Он изучает английскую поэзию и путешествуе
т по стране «с мешком за плечами и палкой в руках», слушает английские народные песни. Многие английские народные песни и баллады мы помним с детства именно в переводах Самуила Яковлевича.
Ведущие зачитывают стихотворения «Дом, который построил Джек», «Шалтай – балтай» целиком или частично.
1-й вед.: В начале 1920-х годов начинается творчество Маршака как детского писателя. В 20-е годы выходят его книги: «Детки в клетке», «Пожар», «Сказка о глупом мышонке» (1923), «Багаж» (1926), «Почта» (1927), переводы английских народных песенок («Дом, который построил Джек» и другие).
В 1930 году выходит одно из его самых известных и любимых детьми книжек – «Вот такой рассеянный», в 1933-м – знаменитый «Мистер Твистер», в 1937-м – «Рассказ о неизвестном герое».
Ведущие зачитывают стихотворения «Вот такой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», «Почта», «Детки в клетке» целиком или частично.
2-й вед.: О своих маленьких читателях поэт говорил с любовью:
Читатель мой особенного рода,
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года.
1-й вед.: Поэт получал много писем от взрослых читателей и от детей. Вот некоторые из тех писем, что писали ему маленькие читатели.
2-й вед.: «Милый дедушка! Сколько же тебе лет? Есть уже сто? Ведь еще моя бабушка читала твои стихи, когда была маленькой, и мои мама, и папа тоже…»
1-й вед.: «Дорогой дедушка Маршак! Приезжай к нам в гости в Киев. Только со своей раскладушкой, а то дома может не оказаться лишней постели».
2-й вед.: «Дорогой Самуил Яковлевич! Где теперь живет человек рассеянный? Может быть, он теперь исправился? Если да, то что он теперь делает? И как он одевается? Таня Кравцова из Ленинграда. 30 апреля 1956 года».
1-й вед.: Тане Кравцовой Маршак ответил так: «Дорогая Таня! Я очень рад, что тебе понравилась книжка про человека рассеянного. К сожалению, он еще не исправился. Надевает на голову сапог, пишет письма огурцом, спит под кроватью. Вот такой рассеянный с улицы Бассейной! Где он теперь живет, я не знаю. Он сам забыл свой адрес. А тебе шлю привет и посылаю в подарок книгу «Кошкин дом». Твой С.М.Маршак».
2-й вед.: Из города Красноуральска пришло такое письмо: «Дорогой писатель Маршак! Почему это так получается: учу я учу уроки, а когда вызовут к доске, всегда знаю только половину».
Самуил Яковлевич ответил ему: «Учи вдвое больше – будешь знать всё».
1-й вед.: О письмах детей писатель написал и стихотворение:
Почта мне письмо доставила,
На конверте в уголку
Нацарапано: «Писателю»,
А пониже: «Маршаку».
С этим адресом мудреным,
Добрело письмо ко мне.
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне.
2-й вед.: Кроме стихов Маршак писал пьесы для детей. Особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом».
Ведущие зачитывают отрывок из пьесы «Кошкин дом».
1-й вед.: Самуил Яковлевич Маршак прожил долгую жизнь, написал много стихотворных произведений, пьес, сказок. Умер он 4 июля 1964 года в Москве. Но до сих пор дети читают и знают его стихи.
2-й вед.: А сейчас, ребята, давайте проведем игру по творчеству С.Я.Маршака.
Участник, давший правильный ответ на любой вопрос игры, получает жетон.
Игра.
I задание.
Ведущий читает телеграммы-шутки, составленные по произведением С.Маршака, а дети отгадывают, от кого и кому может быть эта телеграмма:
1. В город Житомир: «Встречайте на вокзале, еду с большим багажом. Дама». (По стих. «Багаж»)
2. Министерству образования: «Просим построить школу для котят. Мы хотим учиться грамоте! Кот». (По стих. «Кот и лодыри»)
3. Библиотеке: «Мы убежали от Гришки. Пожалейте, почистите и подклейте нас! Книжки». (По стих. «Книжка про книжки»)
4. В милицию: «Помогите найти героя, приметы: плечистый и крепкий, ходит в белой футболке и кепке. Фотографы и пожарные»). (По стих. «Рассказ о неизвестном герое»)
5. Великану из 113-й квартиры: «Помогите перевезти пассажирский поезд!». («По стих. «Великан»)
II задание.
Ведущий зачитывает строчки из произведений С.Маршака, а дети должны ее продолжить.
1. Не хотел котенок мыться
Опрокинул он (корытце)
2. У Ваньки, у Встаньки – несчастные (няньки)
3. Мой веселый, звонкий (мяч)
4. Выдали даме на станции
Четыре зеленых (квитанции)
5. Вместо шапки на ходу
Он надел (сковороду)
6. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 н6а медной бляшке,
В синей форменной (фуражке)
7. Где обедал воробей?
В зоопарке (у зверей)
8. Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
-Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко (ты поешь)
9. Собрались лодыри
На урок,
А попали лодыри
(На каток)
10. Вот тебе под спинку
Мягкую (перинку)
Вот тебе под ушки
Белые (подушки)
III задание.
«Что такое перед нами?» Ведущий зачитывает загадки С.Маршака, а дети должны их разгадать.
По книге Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки.-М.: Изд-во «Детская литература», 1987.-С.91-94.
IV задание.
Ведущий зачитывает четверостишья из «Детки в клетке», а дети должны угадать животное, про которое в нем говориться.
1. Дали туфельки ему,
Он сказал: «Нужны пошире,
И не две, а все четыре!» (слон)
2. Он так высок,
Что нелегко сорвать цветок. (жираф)
3. К этой киске,
Не подходите близко! (тигренок)
4. Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы. (пингвин)
5. Они играли в чехарду
В зоологическом саду. (кенгуру)
6. Течёт вода с младенца
Он недавно из пруда
Дайте полотенце. (гусенок)
7. На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах. (обезьяна)
8. Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы. (зебры)
9. Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею,
А вот летать я не могу,
И петь я не умею. (страус)
10. Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра! (верблюд)
V задание.
Дети должны отгадать чайнворд по произведениям писателя.
1. Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них
Очень тихий (ёжик)
2. Собрались лодыри на урок,
А попали лодыри на (каток)
3. К богатой кошке гость пришел,
Известный в городе (козел)
4. Плывет, плывет кораблик
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – (лепесток)
5. Против дома у ворот
Жил в сторожке старый (кот)
6. Только пони и верблюд
Принимаются за (труд)
7. Дама сдавала в багаж
(Диван)
8. Учитель задал мне вопрос:
Где расположен Канин (нос)
9. После пищи нужен сон,
Прислонившись, дремлет (слон)
10. На дворе и дождь, и снег,
Ты пусти нас на (ночлег)
11. А в бассейне что-то мокло
Это был (гиппопотам)
12. Ведет кораблик утка
Испытанный (моряк)
Подсчитываются жетоны и определяются три победителя, которым вручаются призы.
Мероприятие заканчивается чтением произведений С.Я.Маршака.