Виртуальное путешествие по картинам художника В.Васнецова

                                                  «Художник и сказка»

       Слайд №1 название

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в сказочный мир. Скажите, на чём придвигаются герои в сказках? (ответы детей) Давайте полетим на ковре-самолете! Например, на таком, как этот.

Слайд №2 «Ковер-самолет»

Ведущий: Ребята, это картина Виктора Михайловича Васнецова «Ковер-самолет».

Сюжеты русских народных сказок привлекали многих художников, но особенно много внимания уделял им в своём творчестве Виктор Михайлович Васнецов. И поэтому в нашем путешествии нам помогут картины этого замечательного художника. Но прежде чем отправиться в путь, я расскажу вам о В.Васнецове.

Слайд №3 портрет

Ведущий: Виктор Михайлович Васнецов родился в семье сельского священника в 1848 году 15 мая. Семья жила в вятском селе Рябово. Село располагалось среди глухих северных лесов. Здесь долгими зимними вечерами под шум дремучих деревьев, будущий художник услышал и навсегда полюбил народные сказки, предания о героических подвигах богатырей. Волшебные чудеса, былинные события оживали в воображении, волновали ум и чувства, а когда мальчик вырос и стал художником, его грёзы и мечты воплотились в картинах, посредством которых он открыл зрителям дорогу в прекрасный мир сказки, оживил «преданья старины глубокой».

Виктор поступил учиться в Петербургскую Академию художеств. Учась в Академии, он много работал, помогал младшим братьям, так как родители умерли.

Картину «Ковер-самолет» Васнецову заказал Савва Иванович Мамонтов – богач, крупный предприниматель. Он помогал Васнецову, поддерживал его материально, чтобы художник мог жить и писать картины, не тратя время на случайные заработки.

Картину повесил в своей картинной галерее  Павел Михайлович Третьяков. Некоторые посетители над ней просто смеялись. Что за сюжет взял художник? Зачем развлекать публику сказками, жизнь не для того существует. Но Виктор Михайлович Васнецов считал по-другому. Он много размышлял о том, что человек рожден для добра, но очень часто совершает злые поступки. И если зло в душе человека победит, то человек разрушить всё на земле. Поэтому, создавая свои картины на сказочные сюжеты, Васнецов выражал в них правду о добре и зле, ведь в сказках добро всегда побеждает зло.

Слайд №4 «Ковер-самолет»

Ведущий: А сейчас устраивайтесь поудобнее, мы отправляемся в путь. Полетели! Как быстро проносятся под нами леса и поля. Но вот посмотрите – озеро, а на его берегу кто-то сидит. Давайте спустимся, посмотрим.

Слайд №5 «Аленушка»

Ведущий: Кто это? Из какой она сказки?  (ответы детей)  Это Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Ребята, а какое у Аленушки настроение?  (ответы детей) Как художник по­казал нам, что девочка горюет? Посмотрите на то, как она сидит. Она сидит, опус­тив голову, у нее босые ноги, растрепанные во­лосы, порванное платьице. Она как будто не чувствует холода. Все ее мысли заняты чем-то печальным. О чем она думает? (ответы детей) Она печалится о своем братце Иванушке.

Как вы думаете, утро или вечер изо­бразил на картине Васнецов? (ответы детей) Правильно, вечер. Наверное, он это сделал для того, чтобы еще больше подчеркнуть настроение девочки. Скоро наступит ночь, а она одна. Од­нако ей сочувствуем не только мы, но и сама природа. Птички сзади на ветке опустили свои головки. Ветви деревьев и даже травинки тоже склонились к земле, листья тихо падают в воду. Кажется, что этот темный лес не угрожает Але­нушке, а охраняет ее.  Даже сам художник жалеет свою героиню. Ведь он называет ее ласково — Аленушка, словно ус­покаивая.  Виктор Михайлович Васнецов  в этой своей работе не старался в точности передать историю про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Он как бы вспомнил все сказки про детей-сирот – бедных, несчастных, обиженных, но добрых, трудолюбивых, щедрых. Народ всегда говорит о них с любовью. «Алёнушка» – любимая картина Васнецова, в которой он сострадает своей героине…

Ведущий: А нам с вами пора дальше. Наш ковер набирает скорость, мы пролетаем над дремучим лесом, а в самой его глубине какая-то избушка стоит. Давайте приземлимся, посмотрим. Ну-ка, ребята, отгадайте!

В темном лесе есть избушка

Стоит задом наперёд

В той избушке есть старушка.

Бабушка одна живет.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая!

Дыбом волосы стоят. (Баба-яга.)

Слайд №6 «Баба Яга»

Ведущий: Посмотрите, ребята, какая на картине Васнецова Баба Яга страшная. А кого она несет? (ответы детей) Мальчика из сказки «Гуси-лебеди». Да, такая страшная Баба Яга нас так просто из этого леса не выпустит, придётся её задобрить.

Задание 1. «Яблочные вопросы»

     Ребята выбирают яблочко и отвечают на вопрос, который на нем написан.

1. Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка.)

2. В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)

3. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)

4. Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)

5. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам… (урок).

6. Русская народная сказка, в которой один малень­кий домик приютил много зверюшек. («Теремок»)

7.В сказках его всегда побеждает добро. (Зло)

8.Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

9.Кем была в русской народной сказке заколдован­ная лягушка?(Царевна)

10.Назовите сказку, герой которой «по сусекам скре­бен».(«Колобок»)

11.Кому говорила девочка Маша: «Не садись на пе­нек, не ешь пирожок!»? (Медведь)

12.В этой сказке птицы налетели, подхватили маль­чика и унесли на крыльях. («Гуси-лебеди»)

13.Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе, деви­ца?»(«Морозко»)

14.В русских сказках ее называют и Премудрой и Прекрасной.(Василиса)

15.«…А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает». Кем является девочка по отношению к мальчику из этой сказки?(Сестрой)

16. Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)

17. Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т.д.? (Кощей Бессмертный)

18. Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль)

Ведущий: Молодцы, ребята! Садитесь на ковер-самолет и полетели дальше. Ой, что это? Какой мрачный замок! Давайте посмотрим, кто в нем живет.

Слайд №7. «Кощей Бессмертный»

Ведущий: Это же ещё один сказочный злодей Кощей Бессмертный. Придётся и его задание выполнить, а то не выйдем из его замка.

Задание 2. «Угадай по иллюстрации»

      Участники угадывают сказку по иллюстрации к ней. 

Ведущий: Уф, похоже Кощей сегодня добрый, так что полетели скорее отсюда. Вот и лес закончился, мы пролетаем над бескрайними степями. А что это за три точки внизу? Предлагаю приземлиться и посмотреть.

Слайд №8. «Три богатыря»

Ведущий: Это же три богатыря! Ребята, перед вами самая знаменитая картина Виктора Васнецова «Три богатыря». Скажите, как зовут богатырей? (ответы детей) А давайте, ребята, потешим славных защитников земли русской, покажем свою силу богатырскую.

Задание 3. «Богатырская потеха».

        Участники делятся на группы и соревнуются между собой, перетягивая канат. 

Ведущий: Хорошо размялись! Но пора лететь дальше, впереди снова дремучий лес, а по лесу кто-то бежит. Посмотрим поближе.

Слайд №9. «Иван Царевич на Сером волке»

Ведущий: Ребята, кто это? Что это за сказка? (ответы детей) А какой фрагмент сказки изобразил художник? (ответы детей)

«…Иван-царевич идёт путём-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нём сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:

– Садись на меня скорей, как бы за нами погони  не было.

Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает…».

Ребята, давайте внимательно рассмотрим картину. Картина расположена вертикально, что рождает ощущение опасности: впереди – неизвестность,  позади – возможно, погоня. Лицо Ивана-царевича выражает тревогу и в то же время отвагу, он оглядывается назад, готовый встретить любых преследователей. Серый Волк быстро мчится вперёд, при этом скорость движения подчеркивается сильным взмахом передних лап, направлением движения справа налево, как бы навстречу нашему взгляду, устремленностью взгляда вперёд, высунутым от быстрого движения языком. Герои со всех сторон как бы ограничены красным цветом: красная шапка Ивана-царевича и красные ножны его меча, алый язык волка. Красный цвет – сигнал опасности, которая поджидает везде: сзади, впереди, сверху, снизу.

Ну, что ж, ребята, не будем отвлекать Ивана Царевича, полетели дальше.

Ведущий: Ой, вы только поглядите, наш ковер по-настоящему волшебный: он не только умеет летать, но и способен перенести нас в другое время года. Вот только что было лето, а теперь зима. Эх, как же в этом лесу холодно! Смотрите-ка, а мы в лесу не одни. Вон какая-то девушка идёт. Спустимся, спросим, вдруг она заблудилась.

Слайд №10. «Снегурочка»

Ведущий: Ребята, кто эта девушка, которая не боится мороза? (ответы детей) Правильно, Снегурочка! Именно так её представлял В.Васнецов. Ребята, а она действительно заблудилась. Давайте ей сделаем волшебного помощника – Колобка, он ей поможет дорогу найти.

 

Задание 4. «Волшебные художники»

     Участники делятся на команды. Каждой команде выдаются лист бумаги и фломастер. Игроки передают его друг другу. Первый участник рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.

 

Ведущий: Молодцы, ребята! А наше путешествие продолжается дальше. Смотрите внизу какой-то терем. Давайте зайдем, погреемся немного после зимнего леса.

Слайд №11. «Царевна-лягушка»

Ведущий: Ой, ребята, как вы думаете, в какую сказку мы попали? (ответы детей) Ах, как хорошо танцует Василиса Прекрасная. Но мне кажется, что нам с вами будет трудно уйти с праздника. Но если мы поможем Василисе разобрать подарки, то она нас выведет из терема.

Задание №5. «Волшебные вещи»

     Участники угадывают, кому принадлежат представленные вещи.

1. Игла  (Кощей Бессмертный)

2. Перо (Жар-птица)

3. Стрела (Иван-царевич)

4. Яблоко (злая царица из «Сказки о мертвой царевне и…»)

5. Цветок (Чудищу лесному из сказки «Аленький цветочек»)

6. Сеть (Старику из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

7. Туфелька (Золушке)

8. Репка (деду с бабкой)

9. Яйцо (курочке Рябе) 

Ведущий: Ребята, занимайте места на ковре-самолете, полетели дальше. Глядите-ка, ещё один терем. Заглянем?

Слайд №12. «Царевна – несмеяна»

Ведущий: Ребята, как вы думаете, у кого мы в гостях? (ответы детей) Посмотрите, все гости веселятся, только царевна тоскует. Давайте её развеселим!

Задание №6. «Скоморохи»

     Ребята инсценируют сказку «Репка». 

Ведущий: Ребята, наше путешествие подошло к концу, пора нам возвращаться обратно. Полетели!

Слайд №13. «Ковер-самолет»

Ведущий: Смотрите, ребята, наш ковер-самолет изменился. Виктор Михайлович Васнецов создал две картины «Ковер-самолет». Перед вами более поздняя картина. Как вы думаете, кто изображен на картине? (ответы детей) Может быть это Иван-царевич и Елена Прекрасная.

Васнецов говорил, что в сказках живет мечта народа о счастье. Люди всегда мечтали, чтобы добро торжествовало над злом. Поэтому в сказках, даже страшных и печальных, побеждает добро, правда, дружба и любовь.

Вот таким удивительным художником был Виктор Михайлович Васнецов. Его душа давно улетела в небесную страну. Но с нами остались его чудесные сказочные картины.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Комментарии отключены

Filed under Сценарии

Comments are closed.