Путешествие по библиографическим островам.

Данный материал представляет собой библиографическую игру для учащихся 7 класса.

Она рассчитана на 45 минут. Основной целью игры  является закрепление знаний школьников о справочно – библиографическом аппарате, полученных на библиотечных уроках.

Перед началом игры целесообразно вспомнить вместе вместе с ребятами о том, что входит в справочно – библиографический аппарат библиотеки.
Ребята! Вы все посещаете нашу библиотеку, и очень часто приходите не просто взять какую – нибудь интересную книгу, но и для того, чтобы найти необходимый материал для сочинения, реферата, доклада. ответов на вопросы викторины. И, как правило, библиотекарь ваш помощник. И вы, наверное, даже не задумываетесь, что на большую часть вопросов  может самостоятельно найти ответы. Давайте же вспомним, что нам поможет отыскать необходимый материал.

Каталоги…

Справочники…

Библиографические указатели…

Вспомнили? Тогда проведём небольшую разминку. Предлагаю ответить на мои вопросы. 

1..Где можно узнать какие книги А.Алексина есть в библиотеке?

2. Где можно узнать есть ли в библиотеке книги о Японии.

3.Где можно узнать кто автор книги «Безумная Евдокия?

4. Где можно узнать о чём книга Д.Лондона «Морской волк»?

5.Где я могу найти значение  любого слова или определение любого явления? 

Ребята!Я уверена, что вы все любите читать и часто ходите в библиотеку. Книг у нас очень много: и на абонементе, и в читальном зале, и в книгохранилище – целое книжное море. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по этому огромному книжному морю к к особым островам – островам помощникам путешественников, которые научат вас никогда не тонуть в этом море.

Для путешествия вам необходимо разделиться на три команды. Каждая команда выбирает себе капитана – самого главного человека на корабле; штурмана – человека, который прокладывает путь в необъятном море; боцмана – человека, который следит за порядком на корабле, кока – кока – корабельного повара. который кормит всю команду, двух спасателей –людей смелых и находчивых. а остальные – матросы.

Команды сформированы, приступаем к выполнению заданий. Условия игры следующие: во время игры вы будете выполнять задания. Ответы нужно искать в каталогах, картотеках, библиографических указателях, справочниках. На выполнение каждого задания даётся определённое время. Если вы вовремя и правильно ответили, то получите красный жетон, если ответ будет не полным – получаете жёлтый жетон. Один красный жетон равен двум желтым. После того, как каждый член команды выполнит своё задание, он будет искать возможность заработать для своей команды дополнительные жетоны. Для этого надо будет выполнить задания, которые получит каждая команда на отдельном листке. Оценивать правильность выполнения задания будет компетентное жюри  (библиотекарь, учитель) в конце игры.

  Звонок колокольчика (можно использовать гонг или другие шумовые эффекты) возвещает о начале игры и начале  отсчёта времени для всех участников команды. По истечении заданного времени снова звучит гонг и задания отдаются на проверку жюри. Итак, всё готово. Отправляемся в путешествие. В книжном море мы посетим три острова. Название каждого острова зашифровано в ребус и вам предстоит их разгадать. Время на разгадывание 2 минуты. ответы нам скажут капитаны.

(раздаются карточки капитанам команд). 

  1. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­!Орех! !Сено!Топор!Рыбак! Обезьяна! Воробей!

Краб!Арбуз!Тыква! Апельсин!Луна!Озеро!Глобус!Облако!.Ветка! 

2.Олень!Солнце!Тапочки!Рыба!Оладьи!Вишня!

Утка!Кошка!Ананас!Заяц!Арфа!Телефон!Ель!Лиса! Енот!Йод! 

3.Орёл!Сапоги!Телега!Редиска!Оса!Вода!

Собака!Петух!Роза!Акула!Ведро! Очки!Чайка!Нож!Игла! Крюк!Окно!Воз! 

( название островов складываются из заглавных букв) 

Итак, названия островов мы знаем, а следовательно мы знаем маршрут нашего путешествия. А теперь все члены команды должны приступить к выполнению заданий.

(раздаются карточки с заданиями)

Задания для капитанов.

(время на выполнение задания -5 минут.)

  1. а) Где можно прочитать о пчёлах и пчеловодстве?

б) Каким другим словом модно заменить слово «невежество»?

  1. а) Где можно прочитать о Береге Слоновой Кости?

б)Что значит «задолбить»?

3.   а) Где можно прочитать о растениях паразитах?

б) Как правильно нужно сказать катало’г или ката’лог? 

Задание для штурманов.

(время на выполнение задания 20 минут)

  1. а)О чём рассказывает книга Р. Брэдбери «Ревун»

б) Составить список книг о кошках (10 названий) 

  1. а) О чём рассказыват книга В.П. Ситникова «Кто есть кто в мире природы»?

б)Составить список книг о космосе.(10названий) 

  1. а) О чём рассазыват книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»?

б) Составить список исторических книг о ВО войне  (10 названий) 

Задание для боцманов.

(время на выполнение задания 10 минут)

Боцман должен найти точное определение слова, которым назван остров. 

Задание для спасателей.

( время на выполнение заданий 10 минут)

1        а) Помогите найти книги об автомобилях.

б) Кто автор книги «Динка»? Есть ли у этого автора другие произведения?

в) Какие книги В.Крапивина есть у нас в библиотеке? 

  1.  а) Помогите найти книги о дельфинах.

б) Кто автор книги  «Таинственный остров»? Есть ли у него другие книги?

в) Какие книги А.С. Пушкина есть в библиотеке? 

3.     а) Найдите книги о вулканах Камчатки

б)Кто автор книги «Гарри Поттер и философский камень»? Есть ли у него другие

произведения?

в) Какие книги Дмитрия Емец есть в библиотеке?

Задание кокам.

Кок каждой команды должен найти значение слов:

«Антрекот»

«Марципан»

«Анчоусы»

Ребята, выполнившие досрочно своё задание, получают дополнительные вопросы. За них команда получает очки. Дополнительные вопросы можно написать на спасательных кругах, вырезанных из картона. Спасательный  круг с правильным ответом опускается в коробку , стоящую на столе команды. В конце игры число кругов подсчитывается.

Выигрывает та команда, у которой будет наибольшее число очков. 

Дорогие ребята! Наше путешествие по библиографическим островам подошло к концу.Мы надеемся, что после этого путешествия вам будет намного проще ориентироваться в море книг, разбираться в каталогах, библиографических указателях и справочниках.  До новых встреч в стенах нашей библиотеки. И помните: “Кто много читает, тот много знает!”

Дополнительные вопросы:

  1. Найди книги  о динозаврах.
  2. В каких книгах можно найти рецепты приготовления блюд из рыбы?.
  3. Найди сведения о книге В. Дыгало « Военная энциклопедия».
  4. Какие книги рассказывают о России?
  5. Найдите книги о балете.
  6. Какие книги рассказывают о профессиях?
  7. О чём рассказывает книга  К. Лагунова «По лунной дорожке»?
  8. Найдите пословицы о труде.
  9. Что такое вода?
  10. Кто такие Минин и Пожарский?
  11. В какой стране жил Моцарт?
  12. На  скольких языках говорят народы России?
  13. Найдите значение фразеологизма «камень преткновения»
  14. Как разводят рыбу?
  15. Что изучает наука психология?
  16. Где находятся Бермудские острова?
  17. Какие млекопитающие из отряда сумчатых занесены в Красную книгу?
  18. Откуда взялись названия созвездий?
  19. Кто такой Энштейн?
  20. Где находится полюс холода?

(можно придумать и другие вопросы)

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Комментарии отключены

Filed under Сценарии

Comments are closed.