Библиосумерки-2017
Действующие лица: Царица Водица и Капитошка.
ЦВ: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся, а для этого отгадайте загадку:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
Да, я Царица Водица. А это мой помощник, и вот про него моя загадка.
Зонтик буду я держать,
И стараться их считать,
Раз, два, три, четыре, пять,
Что же падает опять?
К: Правильно! Это я – капелька воды, а Царица Водица зовёт меня ласково Капитошка.
ЦВ: Ребята, как называется планета, на которой мы живём? (ответы детей) Правильно, мы живём на планете Земля, но на ней столько много воды, что её можно назвать планета Вода, ведь около 70% земного шара занимает вода, но 97 % вод — солёные, 3 % – пресные.
Никто и ничто не может обходиться без меня. Я необходима всем. Скажите, кто без воды не может жить? (люди, растения, животные, птицы). Зачем нужна вода растениям и животным (чтобы жить и расти). Что люди делают с водой? (стирают, пьют, купаются, поливают растения).
К: А скажите, как называются водоёмы с водой? (ответы детей) Да, озёра, моря, реки, болота, ручейки и т.д. Ребята, вода бывает очень, очень разной. Она может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячими капельками пара. Вот какая она разная.
И сегодня мы приглашаем вас отправиться в познавательный круиз по водным просторам. А по пути мы будем заходить в разные бухточки, лиманы, заливы, лагуны. Ребята, вы слышите, как шумит море. (звуки моря) Итак, вперёд к приключениям!
ЦВ: Подожди, Капитошка, не торопись. Чтобы отправиться в плаванье, нам нужно получить разрешения у Нептуна. Ребята, вы знаете, кто такой Нептун? (ответы детей) Нептун – это бог морей и потоков. Ему поклонялись люди, которые непосредственно были связаны с морем – моряки, рыбаки и все, кто жил на побережьях. Я получила от Нептуна письмо, давайте его прочитаем.
Письмо Нептуна
«Я очень скучаю! Повеселите меня, и я разрешу вам отправиться в плаванье по морям и океанам. Сначала ответе на мои вопросы, а потом сыграйте в игру «Буль-Буль.»
«Вопросы Нептуна»
- Пьют ли рыбы воду? ( Рыбы пьют совсем мало воды. Они заглатывают ее, когда открывают рот, чтобы поесть. Так что, они едят и пьют одновременно. Еще вода просачивается внутрь через крошечные отверстия в коже рыб)
- Почему вода в океане соленая, а в реке пресная? (В океан соль приносят реки. Эта соль содержится в частичках горных пород и почвах, которые реки забирают на своем пути. Океан никуда не течет и поэтому он соленый. А реки наполняются новой водой от дождей, течение уносит соль в океан, поэтому реки – не соленые.)
- Откуда берется дождь? (Испарившаяся вода поднимается в небо, а воздух там холоднее, чем внизу. Этот холод заставляет малюсенькие капельки воды соединяться сначала в большие тяжелые капли, а потом в облака. Когда облако переполняется этими большими каплями, они разъединяются и начинают падать на землю в виде дождя).
ЦВ: На все эти и многие другие интересные вопросы, вы можете найти ответ в этих замечательных книгах. (показывает энциклопедии о воде)
К: А теперь давайте поиграем в «Буль-буль». Знаете ли вы, кто живет в морском царстве Нептуна? Знаете? Сейчас мы проверим. Я буду называть обитателей подводного мира, а вы, если это действительно морской житель, поднимайте руки вверх и говорите «Буль-буль», если нет, то хлопаем в ладоши. Понятно? Начинаем.
Игра «Буль-буль»
Капитошка называет: щука, мышка, кит, осьминог, швабра, дельфин, пеликан, водолаз, одуванчик, селедка, медуза, лодка, книга, цапля, акула, подушка, водомерка, кастрюля, выдра, карась, стерлядь, медведь, камбала ит.д.
К: Молодцы! Знаете подводное царство. (обращается к Царице Водице) Ну, а теперь мы можем плыть?
ЦВ: Конечно! (шум моря, крик чаек, плывут, неожиданно звук удара, скрежет днища о песок) Ребята, мы сели на мель. Это нас заманила в свою лагуну морская сирена. А вы знаете, кто это такие? (ответы детей) По преданию сирены – это морские русалки. Они своим пением завораживали моряков и заманивали их на мелководье. Вот и мы с вами попались на удочку сирены, и чтобы выбраться, нам нужно отгадать её загадки.
Лагуна «Загадочная»
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (Река)
В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде. (Волны)
День и ночь кричит,
А голос не устаёт? (Водопад)
Кругом вода,
А с питьём беда. (Море)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём. (Роса)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня. (Лужа)
Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь. (Болото)
Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька и солона. (Море)
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые.
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой … (тучи)
К: Ура, мы сошли с мели и направляемся дальше! Ой, ребята, непогода надвигается, смотрите, какие черные тучи появились на горизонте. Нам нужно укрыться от непогоды в тихой заводи.
Заводь «Тихая»
Ребята, давайте послушаем, как шумит дождь. Смотрите упала первая капля (дети ударяют одним пальцем по ладони), потом упало две капли (дети ударяют по ладони двумя пальцами), дождь всё сильнее и сильнее (дети ударяют пальцами чаще до громких аплодисментов). А теперь дождь начал стихать, всё тише и тише, пока не закончился совсем (дети ударяют пальцами по ладони всё реже, до полной тишины).
ЦВ: Ну, вот дождь мы переждали, теперь можно плыть дальше. Прямо по курсу Саргассово море. Его берегами является не суша, как это бывает обычно, а огромные океанические реки-течения. Эти течения двигаются кругообразно по часовой стрелке и не дают водам Саргассового моря смешаться с холодными водами Северной Атлантики. Другой отличительной чертой Саргассового моря является огромное количество плавучих морских водорослей, на 1 кв. км. его поверхности содержится более двух тонн! Христофор Колумб открыл это море в 1492 году, он дал ему название – «банка с водорослями». Характерная погода в этом море – штиль, то есть полное отсутствие ветра. И чтобы выбраться отсюда нам с вами нужна помощь Водяного, который здесь обитает.
К: А я знаю, что больше всего любит Водяной. Ему нравятся весёлые песенки. Ребята, давайте поиграем в «Музыкальную ракушку».
Саргассово море
Задача участников по фрагментам назвать детские песни.
Песня мамонтёнка
- Я Водяной, я Водяной
- Чунга-чанга
- Песня Красной Шапочки
ЦВ: Молодцы, ребята! Наш круиз продолжается и мы подплываем к бухте Опытной. Вода – это волшебная удивительная жидкость, которая способна на различные чудеса. И сейчас мы св амии проведём несколько опытов с водой.
Бухта «Опытная»
- Невидимые чернила
Для проведения опыта вам понадобятся:
половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.
1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.
2. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой.
3. Когда “чернила” высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.
Лимон надувает воздушный шар
Для проведения опыта вам понадобятся:
1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.
1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.
2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.
3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.
фокусы
Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
- Может ли “кипеть” холодная вода?
Для проведения опыта вам понадобятся:
плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.
1. Намочим и выжмем носовой платок.
2. Нальём полный стакан холодной воды.
3. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.
4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.
5. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.
6. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить (“кипит”).
Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода “кипит”.
Опыт №10. Волны в бутылке Понадобится: подсолнечное масло, вода, бутылка, пищевой краситель. Ход опыта: в бутылку наливается вода (чуть больше половины) и смешивается с красителем. Затем добавляется ¼ стакана растительного масла. Бутылка тщательно закручивается и кладется на бок, чтобы масло поднялось на поверхность. Начинаем раскачивать бутылку вперед и назад, образуя тем самым волны. Результат: на маслянистой поверхности образуются волны, как на море..
Опыт Рене Декарта или пипетка-водолаз
Этому занимательному опыту около трехсот лет. Его приписывают французскому ученому Рене Декарту.
Вам понадобится пластиковая бутылка с пробкой, пипетка и вода. Наполните бутылку водой, оставив два-три миллиметра до края горлышка. Возьмите пипетку, наберите в нее немного воды и опустите в горлышко бутылки. Она должна своим верхним резиновым концом быть на уровне или чуть выше уровня воды в бутылке. При этом нужно добиться, чтобы от легкого толчка пальцем пипетка погружалась, а потом сама медленно всплывала. Теперь закройте пробку и сдавите бока бутылки. Пипетка пойдет на дно бутылки. Ослабьте давление на бутылку, и она снова всплывет.
К: Ой, как здорово у нас получились опыты. Но вы наверное устали и я предлагаю вам причалить в заливе «Игровом», где вам предстоит принять участие в различных играх.
Залив «Игровой»
Игра-эстафета «Полей цветы»
(Ребенок каждый в своей команде с лейкой должен добежать до клумбы, полить цветок, вернуться обратно и передать лейку следующему игроку.)
Игра-эстафета « Перепрыгни через лужи »
(Ребенок с зонтиком перепрыгивая через лужи должен добежать до отметки, обежать и вернувшись передать зонтик другому ребенку.)
Игра «Очисти берега»
Вдоль берегов реки разбросан мусор, задача команд собрать его. Кто быстрее?
Игра «Какие бывают озёра»
(На листе ватмана два водоема: один из бумаги голубого цвета, другой – из бумаги серого или коричневого цветов. Заранее вырезанных простейших рыбок, водоросли надо приклеить на голубой фон, а все обрезки бумаги, кусочки смятых салфеток– на «грязный» фон.
Так прозрачна – все видать!
Разных рыб – не сосчитать!
Ну а это что такое?
Грязно-серое, рябое…
После игры все участники встают рядом с получившимися озерами.
К: Посмотрите все сюда:
Это чистая вода.
Пятна масла, всякий хлам…
Вот, что скажем, братцы, вам …
ЦВ: Вода – необыкновенное богатство, ее нужно ценить и беречь! Это должен понять и запомнить каждый! Вода – голубая, нежная, чистая. Что может быть лучше её? Вода дает жизнь всему живому. Человеку нужен чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить.
К: Ребята, как мне было с вами хорошо, но нам с Царицей Водицей нужно возвращаться назад в свою водную стихию. До свидания!
ЦВ: До новых встреч!