«На солнечной поляне Лукоморья»

                                                      Игровая программа  для детей дошкольного возраста

Выбегают Старик со Старухой. Старуха ругается и машет на Старика веником.

Старуха:  Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось!

Старик: (машет на Старуху руками) Стой, бабка, стой! Не видишь, гости к нам пришли?

Старуха: (поворачивается к ребятам и елейным голоском говорит) Здравствуйте, гости дорогие! А я сразу вас и не заметила. Я вот тут ругаюсь на старика, пошёл он к синему морю, выловил золотую рыбку, да и отпустил её.

Старик: А не подскажете ли вы, ребята, из какой сказки мы к вам пришли? (ответы детей)

Старуха: Правильно! А кто эту сказку сочинил? (ответы детей) Да, придумал её великий русских поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Старик: А у меня как раз есть его портрет. (демонстрирует портрет Пушкина)

Старуха: Много знаем мы о своём создателе Александре Сергеевиче Пушкине. Родился он в Москве 10 февраля 1799 года. Это, ребята, 214 лет назад. Было в семье Пушкиных трое детей: старшая – Ольга, потом – Александр и младший, любимец семьи – Лёвушка. Рассказывают, что Сашу не очень любили родители, но зато его очень жалела и любила бабушка Мария Алексеевна. Он тоже был нежно к ней привязан, учился у неё русской грамоте, а когда подрос, то с жадностью слушал её рассказы о русской старине, о царе Петре I и о своём чернокожем прадеде Ганнибале.

За детьми ухаживала няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка. Она знала много народных русских песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Александр Сергеевич посвятил ей стихотворение:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Старик: Много ли мало ли прошло времени, Александр Сергеевич вырос и стал писать стихи. Очень нравилась ему осенняя пора. Много стихов посвятил он этому времени года.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Вот как, Александр Сергеевич говорил об осени:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной.

Но не все стихи нравились русскому царю. И по приказу царя молодого Пушкина наказали – отправили в ссылку, в село Михайловское. И запретили ему выезжать из села. Поселился он там со своей старой няней Ариной Родионовной. Утром и днём он много работал, писал стихи, поэмы. А вечерами, когда за окном выла вьюга, он снова, как в детстве, слушал нянины сказки, песни. И постепенно из-под его пера стали появляться сказки. Да сказки не простые, все со смыслом, про царя Салтана, да царевну белу Лебедь, про злую царицу и про молодую царевну, да про рыбку золотую.

Много – много лет прошло с тех пор, а сказки Александра Сергеевича Пушкина читают и любят до сих пор.

Старуха: Ребята, а вы хотели бы попасть в то время? (ответы детей) Давайте отправимся туда на волшебном тригло-квадро-сказка-цикле.

Разминка.

    Дети становятся в круг и повторяют все движения за Старухой.

Летим как птицы, плывем на лодке, едем на паровозе, едем на велосипеде, побежали на лыжах, потом на коньках.

Старик: Скажите, ребята, а какие сказки Пушкина вы читали? (ответы детей)

Старуха: Вот сейчас мы и проверим, как вы их запомнили.

Игра «Наливное яблочко»

    Дети по очереди вытаскивают из корзинки бутафорские яблочки, на которых наклеены номера вопросов.

1. Как звали работника, которого нанял Поп?   (Балда)

2. Где жили старик со старухой?  (у самого синего моря)

3. Сколько раз закидывал старик невод в море?   (три раза)

4. Что старуха хотела получить от золотой рыбки?   (корыто)

5. В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана?  (в комара, муху, шмеля)

6. Сколько девиц сидело под окном в «Сказке о царе Салтане»?  (три)

7. Как царица обращалась к зеркальцу?

(«Свет мой зеркальце скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее»)

8. Каким фруктом отравили молодую царевну?  (яблоком)

9. Какие орешки грызла белка?  (золотые с изумрудом)

10. О каком сказочном персонаже эти слова:

«За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.»

(Царевна – лебедь ) 

Игра «Угадай сказку».

Старуха зачитывает отрывок из сказки. Дети должны назвать из какой он сказки.

1. Долго царь был неутешен,

Но как быть? и он был грешен;

Год прошёл как сон пустой,

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

    (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.)

2. Здравствуй, Балда – мужичок;

Какой тебе надобен оброк?

Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали.

(Cказка о попе и работнике его Балде.) 

3. Говорит старик своей старухе:

«Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!

Чай теперь твоя душенька довольна».

На него прикрикнула старуха,

На конюшне служить его послала.

( Сказка о рыбаке и рыбке.) 

4. Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся,

На знакомом острову

Чудо видят наяву.

(  Сказка о царе Салтане… )

Игра «Волшебный сундучок»

Дети достают по очереди из сундучка вещь и называют сказку, в которой она встречается.

1. Яблоко, зеркало, лебединое перо, сеть, веревка, звезда и месяц, орешки, меч, щит, золотая рыбка, платок, лук со стрелами, мешок с оброком.

Игра «Кто здесь нарисован»

       Детям показывают иллюстрации к сказкам, которые они должны угадать.         

Игра «Сложи пазл»

    Детям раздаются иллюстрации, разрезанные на пазлы. Их задача: сложить картинку и сказать, из какой она сказки.                              

Старик: Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича Пушкина. Мы рады, что нам уже почти 200 лет, а вы о нас не забываете.

Старуха: Ладно, Старик, заговорили мы ребятишек, пора и честь знать. Ступай к синему морю, лови золотую рыбку и проси у неё новое корыто.

Старик: Не пойду я, устал уже рыбачить.

Старуха: (замахивается на него веником) Ах, ты дурачина, простофиля, а ну быстро иди к синему морю!

Старуха со Стариком убегают.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Комментарии отключены

Filed under Сценарии

Comments are closed.