Литературное путешествие по книгам Н.И.Сладкова

«Лесные сказки»

Слайд №1 название
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поведем разговор о лесе, о лесных жителях и человеке, который понимал язык зверей. Ребята, скажите, что такое лес?
Слайд №2 лес
А какие звери живут в лесной чаще? (ответы детей)
Слайд №3 животные
А как вы думаете, можно ли понимать язык животных? (ответы детей) Оказывается, можно! Есть среди нас такие редкие люди, которые чутко прислушиваются к голосам птиц и зверей и переводят их разговоры на наш человеческий язык. Таким переводчиком был Николай Иванович Сладков.
Слайд №4 Сладков
Он не только любовался природой и не только радовался ей, но и тревожился и заботился о её судьбе. Он говорил: «Природа – это увлекательнейшая книга. Только начни читать её и не оторвешься».  Николай Иванович много путешествовал: по африканской пустыне, по индийским джунглям, по русским полям и лесам и везде он встречал различных животных, знакомых и незнакомых. Впечатления от этих встреч он записывал в дневник, на магнитофон, делал фотографии. А потом на основе этого материала писал замечательные рассказы о природе.
Николай Иванович Сладков родился в 1920 году в Москве. Его отец был токарем, а мама – домохозяйкой. Так как Николай был городским мальчиком, то первые встречи с природой у него происходили в небольших городских скверах и старинных разросшихся парках, где можно было увидеть дятла, белку, синицу. Эти встречи так интересны для него, что мальчик начал вести дневник наблюдений, куда он записывал всё, что казалось ему интересным. Вначале записи были очень короткими, например: «Увидел трёх дроздов» или «Увидел тетерева с выводком», но со временем записи становились всё длиннее и интереснее.
Родители Николая не мешали его увлечению природой. Сначала они боялись отпускать мальчика в лес одного, и с ним ходил отец. Но вскоре родители поняли, что бояться за сына не нужно, он прекрасно мог ориентироваться в лесу, по которому он непросто бродил, а был настоящим исследователем, внимательно слушал голоса леса, пристально наблюдал его жизнь. Но одних наблюдений было мало, нужны были знания о растениях и животных. И отец покупал Николаю книги о природе, хотя их было тогда не так уж и много. Кроме этого Николай стал посещать кружок юных натуралистов, в котором с ребятами занимались знаменитые зоологи. Этот же кружок часто посещал известный писатель – натуралист Виталий Бианки. Юный Николай показал ему свои записи, которые очень понравились писателю. Из этих записей много лет спустя родились рассказы Николая Сладкова о природе и животных. А сам Сладков всю жизнь считал Бианки своим учителем в литературе.
Во время Великой Отечественной войны Николай Сладков был офицером – топографом, составлял планы и карты местности для военных действий. Он прошел много военных путей – дорог, продолжал служить и в послевоенные годы. Но любовь к природе побудила его взяться за писательский труд.
Слайд № 5 книги Сладкова
Первая книга «Серебряный хвост» вышла в свет в 1953 году, когда Николаю Ивановичу было уже 33 года. Потом появились книги «Птенцы – хитрецы», «Десять стреляных гильз», «Волшебные перышки», «Планета чудес», «Под шапкой – невидимкой», «Разговоры о животных», «Лесные тайнички» и многие другие.
Всего Сладковым написано более 60 книг. Когда его спрашивали почему он пишет о природе, он отвечал: «Потому, что я её очень люблю. А люблю я её за красоту, за загадки, которые она нам загадывает, за мудрость её, за её бесконечное разнообразие».
Сладков мечтал приохотить людей к общению с лесом, травами, реками, их жителями, зная, как это необходимо человеческой душе. Читая его книги, мы становимся богаче и добрей.
Ведущий: А сейчас, ребята, давайте отправимся в путешествие по книгам Николая Сладкова. В удивительную зеленую страну приглашает нас писатель, которую населяют жители в перьях, шерсти и чешуе. В стране этой загадки на каждом шагу, а наказывается она – лес. Вот послушайте, как Сладков его описывает.
Слайд №6 лес со звуками
Ведущий читает рассказ «В лесу»

Ведущий: И вот на нашем пути попались первые загадки. Вот послушайте ребята.

Ведущий читает «Загадочные истории»: «Заяц – беляк», «Лесная хатка», «Бегающие кусты» и «Что за зверь».
Слайд №7 заяц-беляк
Слайд №8 бобер
Слайд №9 перекати-поле
Слайд №10 тушканчик

Ведущий: Итак, с первыми загадками мы справились, но чтобы пойти дальше в лес, нужно знать лесную азбуку, чтобы не заблудиться. Давайте мы с вами эту азбуку выучим по рассказам Сладкова.
Слайд №11 лес с музыкой
Азбука леса.
А. Что кричат, когда в лесу заблудятся? (Ау!)
Б. Беззаботно и весело порхает над лугом. (Бабочки)
В. Самая страшная змея в лесу. (Веретеница)
Г. Высыпали они, крошечные, с пуговку, и огромные, как зонты, парочками, компаниями, стайками со шляпками. (Грибы)
Д. Они гудят то грозно, то ласково, лопочут зелёными язычками, что-то рассказывают. (Деревья)
Ж. Только и слышишь: ядовитая, вредная, толстая, пучеглазая… (Жаба)
З. Что строят бобры на реке? (Запруды)
К. Птичий нос не только нос, а ещё и рот. (Клюв)
JI. Назовите бабочку ярко-жёлтого цвета. (Лимонница)
М. Растёт в лесу гриб – сказочная Красная Шапочка. Ядовит и несъедобен. (Мухомор)
Н. Хочешь – иди или даже беги по снегу, корка, как асфальт, – не провалишься. (Наст)
О. Какие грибы растут на пнях? (Опята)
П. Сито, что не руками свито. Висит кружево: на траве, на кустах, на ёлочках, на заборах. (Паутина)
Р. Что сбрасывают зимой лоси? (Рога)
С. Есть насекомое такое, что за печкой поёт, вроде кузнечика. (Сверчок)
Т. Что за птичка, которая «гузкой» трясёт? (Трясогузка)
У. Змея притворилась мёртвой, змея потеряла сознание, дружелюбная змея. (Уж)
X. У рыбы – как моторчик, у рака – весло, у дятла – подпорка, у животных – слепней отгонять. (Хвост)
Ч. У ребят от сока этой ягоды губы и руки синие, щёки синие, носы синие. (Черника)
Ш. Она для обитателей леса всё равно что для нас с вами кулёк с конфетами. Вот каждый и старается её сорвать и до семян добраться. (Шишка)
Я. Известно, что она от врагов хвостом откупается. (Ящерица)

Ведущий: Ну вот, ребята, азбуку леса мы выучили и уже далеко в лес забрались. Смотрите, перед нами какая-то полянка – сцена.
Слайд №12 поляна
Как вы думаете, что это такое? (ответы детей) А это мы попали в Лесной театр. Кто из вас хочет быть артистом?
Ведущий раздает желающим листочки с текстами рассказов Сладкова «Разговоры в лесу», которые ребята должны разыграть по ролям.

Театр лесных разговоров.
– Посмотри, мама, какие у меня ноги большие да длинные!
– Длинные, сынок, большие.
– Посмотри, мама, какие у меня уши широкие да большие!
– Широкие, сынок, большие.
– А отчего, мама, у меня такие ноги и уши большие?
– А оттого, сынок, что ты у меня ещё совсем маленький.
(Лосёнок и лосиха)
– Слышишь, серенькая трусишка, ты треска боишься?
– Ни крошечки не боюсь!
– А громкого топота?
– Ни капельки не боюсь!
– А страшного рёва?
– Нисколечко, рыжая, не боюсь!
– А чего же ты тогда боишься?
– Да тихого шороха…
(Лиса и мышь)
– Всем ты хорош и пригож, да вот только колючки тебе не к лицу!
– А что я, плутовка, с колючками некрасивый, что ли?
– Да не то чтобы некрасивый…
– Может, я колючками неуклюжий?
– Да не то чтобы неуклюжий. Да какой-то ты, брат, с ними не съедобный…
(Лиса и ёж)
– Слушай, Чик, ты мужик умный, среди людей крутишься, не слыхал ты, что они про зайца-русака говорят: хищный он зверь или нет?
– Ой, насмешила, антоновка, ой, уморила! Какой же заяц хищник? С его крысиными зубами впору только кору глодать.
– Кору?! Ох, чуяло моё сердце: огложет он меня со всех сторон, хищник свирепый! Погубит, злодей!
(Яблонька и воробей)
– Неужели ты меня, такого маленького, слепого, целиком проглотишь?
– Ух! Ух! Могу, могу. Я такой.
– Неужто и зайчонка протолкнёшь?
– И зайчонка протолкну.
– Ну, а ежа? Хи-хи….
– И ежа проглочу.
– Ишь ты! А как же колючки?
– Колючки выплюну.
– Смотри, какой молодец! А медведь вон на ежа даже сесть боится…
(Крот и филин)
– Почему у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ноги?
– А всё потому, что уж очень;у тебя тихие шаги да уж очень острые зубы.
(Заяц и лиса)
– Косолапый лукошко плести собрался! Косолапый лукошко плести собрался!
– Кыш, стрекотуха… Какое лукошко…
– А зачем же ты лыко дерёшь?
– В берлогу на подстилочку… Разве можно полгода на жёсткой постели спать?
(Медведь и сорока)
– Все звери весной линяют – и барсуки, и лисицы, и мы… И только ты, бедный, в старой шубе ходишь!
– Глупый ты, Косой… Я не в старой шубе хожу, а только в старых колючках. Они мне и весной, и осенью надобны!
(Заяц и ёж)
Слайд №13 лес со звукам
Ведущий: Молодцы, ребята! Как мы уже говорили в лесу всё удивительно. Давайте попробуем отгадать лесные загадки.

«Лесные загадки».

1. Зубы остры, хвост – лопатой,
Что за славные ребята?
Строят хаты и плотины,
Валят толстые осины. (бобры)

2. Ну а этот ловкий зверь
Ловит рыбу без сетей,
Портит у бобров плотины
И катается с кручины (выдра)

3. Этот зверь всю зиму спит.
Снег растает – полетит.
Попищит, послушает,
Мотылёчка скушает. (летучая мышь)

4. В пёстрой одежонке,
В красненькой шапчонке
По лесу летает,
В барабан играет. (дятел)

5. Кошка есть в лесу у нас:
Грозный клюв, огромный глаз,
Острый слух и цепкий коготь.
Побоюсь её я трогать. (сова)

6. Они крикуны ужасные, на ножках ласты красные. (Утки)

7. Катится клубочек совсем без иголок, вместо ниточки триста колючек. (Ежик)

8.Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка)

9.Что за коняшки – на всех тельняшки. (Зебры)

10. Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (Осел)

11. Хвост рыбий, а не рыба,
Пасть с клыками, а не зверь. (крокодил)

12. Что за зверь, скажите, братцы, может сам в себя забраться? (черепаха, улитка)

13. Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды
– С первым снегом
Тут как тут!  (снегирь)

14. Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

15. Зверёк бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк.
Как зовут его? (Сурок).

16. Все движутся вперёд,
А он наоборот.
Он может два часа подряд
Всё время пятиться назад. (Рак)

17. Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

18. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

19. Через море-океан
Плывёт чудо-великан,
Прячет длинный ус во рту,
Растянулся на версту. (Кит)

20. Симпатичен, сер, усат,
Хвост — шлагбаум полосат.
Пищу грязной не грызёт —
Моет всё в воде…  (енот)

Слайд №14 лес со звуком
Ведущий: Вот видите, ребята, сколько интересных загадок и открытий можно встретить в лесу. И Николай Сладков ходил в лес за этими загадками. Многие из них он разгадал и описал в своих рассказах. А ещё в своих произведениях писатель учит нас тому, как правильно вести себя в лесу. Вот послушайте его рассказ «Лесные тайнички».

Ведущий читает рассказ «Лесные тайнички».

Слайд №15 Сладков
Ведущий: Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту. Каждая тропинка, каждый цветок, птица или зверь были для писателя уникальными, неповторимыми и «штучными» произведениями природы, делающими наш мир многообразным и бесконечно волнующим. Николай Иванович Сладков оставил нам удивительные книги и мечту … о планете согласия, на которой люди не покоряют и не переделывают природу, а живут с ней в радостном и счастливом согласии.

Литература:

1. Николай Иванович Сладков // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. – 2009. – Вып.2. – С.2-8.
2. Сладков Н.И. Лесные тайнички. – М.: «Мир искателя», 2004. – 94 с.
3. Сладков Н.И. Разговоры животных: Рассказы и сказки. – М.: «Стрекоза», 2012. – 157 с.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Комментарии отключены

Filed under Сценарии

Comments are closed.