Всем лучшим в себе я обязан книгам.

                                      (урок – размышление)

Цель: привлечение детей к чтению, повышение престижа книги и чтения.

Целевая аудитория: дети среднего возраста.

Сопровождение: компьютерная презентация.

Ход мероприятия: 

Слайд №1.

Ведущий:  Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы       поговорить о роли  книги в жизни человека. Скажите, пожалуйста, любите ли вы читать?  Какие книги предпочитаете? Какие авторы вам больше нравятся? А какую последнюю книгу вы прочли?

идет беседа с детьми.

Ведущий: А сейчас мы поведём разговор о книге, чтении, и о том, какую роль сыграла книга в жизни знаменитых людей.

Ведущий: Чтение давно уже стало первейшей, незаменимой потребностью человека. Книга сопровождает нас с рождения до последнего часа жизни. И не просто сопровождает, а учит, образовывает, помогает понять законы окружающего мира, а вместе с тем и самого себя.

Ведущий: Книга величайшее из чудес, сотворенных человечеством, вошло в каждый дом, стало для всех вполне обычной и обязательной принадлежностью его. Многие известные художники рисовали на своих картинах людей, читающих книгу.

Слайд №2.

Однако некоторые из нас так привыкли к этому, что строят свои отношения с книгой не на доброжелательных основах. Посмотрите, как решительно иной читатель загибает в книге уголки страниц, с треском вырывает, или украдкой вырезает приглянувшуюся иллюстрацию или схему, рисует на полях всяких четриков, перегибает книгу так, что не выдерживают, рвутся даже крепкие переплеты.

А как обращается со своим учебником иной школьник! Право же, такие книги и такие читатели стоят того, чтобы их пожалели: книги за их незаслуженные обиды и унижения, а читателей за их духовную обедненность, бесчувственность и невежество.

Ведущий: Книги расширяют наш кругозор, делают нас духовно богаче, дают пищу уму, помогают понять самого себя и окружающих, учат жить и бороться. Читая книгу, мы развиваем свое воображение, так  как каждый из нас по-своему представляем героев книги, пейзаж  описанный писателем.

Слайд №3.

Ведущий: Народ сложил много пословиц и поговорок о книге:

«С книгой жить век не тужить»

«Вслед за книгой- умом двигай»

«Кто много читает – тот много знает»

« Книга подобна вода – дорогу пробьет везде»

«Чтение – вот лучшее учение».

А какие вы знаете пословицы и поговорки о книгах?

Ведущий: А теперь, ребята, давайте поотгадываем загадки о книге, знаниях, чтении.

 1: Книга

Кто говорит молча?

2Карандаш

Палочка волшебная есть у меня друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолет,
И огромный пароход!

3: Азбука

Первая книжка
Для всех детишек:
Учит — мучит,
А научит — радует.

4: Книга

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита,
не человек, а рассказывает.

5: Алфавит

Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
и называется строй …

5: Книга

Черные чернизины,

друг к другу нанизаны.

Засмотрелся Фома,

понабрался ума.

6: Буквы

Черные, кривые,
от рожденья все немые,
встанут вряд –
сейчас заговорят.
7: Грамота

Пером сеют, глазами жнут,
Головой едят, памятью переваривают.
8. Мел и доска

Белый зайчик

по чёрному полю прыгает.

9: Книга

Я все знаю, всех учу, но всегда сама молчу.
10. Ручка

Грамоты не знаю,

а весь век пишу.

11. Чернила

Какая водица

только для грамотных годится?

12. Неграмотный

Хорошо видит, а слепой?

13: Буквы

На странице букваря
тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
знает каждый грамотей.

14: Книга

Не сорочка, а сшита, не человек, а рассказывает.

15. Пальцы пишут.

Трое одним плугом пашут.

16. Пишут на бумаге.

Семя плоско, поле гладко;

кто умеет, тот и сеет.

17. Книга.

Открыть свои тайны любому готова,

Но ты от неё не услышишь не слова.

18. Классный журнал.

По алфавиту в строгом порядке,

Сорок фамилий в толстой тетрадке.

Справа от них разлинованы клетки,

Чтоб не сбежали ваши отметки.

19. Книга.

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках, на листочках,

Где станции на точках.

20. Буквы.

Человечки встали в ряд

Обо всём нам говорят.
Слайд №4

Ведущий: Великие люди всех времен и народов отмечали огромную роль книги в жизни человека:

«Занятия с книгами юность питают, старость увеселяют, в счастье украшают, в несчастье доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают»

/Цицерон/

«Милее книги в мире друга нет»

/А.Навои/

« Книги делают человека лучше»

/ А.Гончаров/

«Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога. Чтением человек переживает века»

/ Герцен/

«Всё бледнеет перед книгами»

/А.П.Чехов/

«Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное»

/Ф.М.Достоевский/

«Без книги пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и наш постоянный вечный спутник»

/Д.Бедный/

«Всем хорошим во мне я обязан книгам»

/М.Горький/

Ведущий: А.С.Пушкин, томясь в Михайловской ссылке, неоднократно отправлял в северную столицу письма с мольбой: «Книг, ради Бога, книг!»;

живя в Париже, внимательно следил за русским книжным миром И.С. Тургенев; тяжело больной, заточенный в Ялте, А.П.Чехов писал в Москву:

«Если у вас есть какие-нибудь новенькие издания, пришлите мне для прочтения»; А.М.Горький, где бы не находился – всегда окружал себя книгами, из которых вскоре образовывались замечательные собрания.

Ведущий: Великие писатели придавали чтению огромное значение, рассматривали его как источник формирования духовно и нравственно высокоразвитой  личности.

Ведущий: О Тургеневе – читателе Пушкина и Тургеневе – писателе пушкинского склада невозможно говорить врозь. Тургенев не пропустил ни одного издания произведений любимого поэта. Вслед за Пушкиным Тургенев считал чтение лучшим учением.

Слайд №5

Ведущий: Известная поэтесса Марина Цветаева увлекалась чтением с детских лет. Вспоминая детство в своих ранних стихах, Цветаева с благодарностью вспоминает о своих «друзьях» Геккельбери Финне, Томасе Сойере, Принце и Нищем, Ундине. Но все эти книжки о девчонках и мальчишках были не главными. Весь жар души вкладывался не в них. С шести лет маленькая Марина была влюблена в поэзию Пушкина. Она делала самодельные книжечки, в которые вписывала полюбившиеся ей стихи.

В юности, примерно с 16 лет, у нее начинается полоса «запойного» чтения, она целиком переселяется в книги, среди которых много французских – книги о Наполеоне и его сыне. Реальность переставала существовать для нее. Марина Цветаева жила только в книгах. «Как я теперь понимаю « глупость» взрослых, не дающих читать детям своих взрослых книг! – пишет она. – Дети не поймут? Дети слишком понимают. Семи лет Мцыри и Евгений Онегин гораздо верней и глубже понимаются, чем двадцати  забываюсь только одна, только в книге, над книгой. Книги мне дали больше, чем люди. Воспоминание о человеке всегда бледнеет перед воспоминаниями о книге …»

В пятнадцать лет.

Звенят – поют, забвению мешая,

В моей душе слова : «пятнадцать лет»

О, для чего я выросла большая?

Спасенья нет!

Еще вчера зеленые березки

Я убегала, вольная с утра.

Еще вчера шалила без прически,

Еще вчера!

Весенний зов с далеких колоколен

Мне говорил: «Побегай и приляг!»

И каждый крик шалунье был позволен.

И каждый шаг!

Что впереди? Какая неудача?

Во всем обман и, ах, на всем запрет!

– Так с милым детством  я прощалась , плача,

В пятнадцать лет.

*****

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

– Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Слайд №6

Ведущий: А.П Чехов читать любил не меньше, чем  сочинять, а иногда и больше. Чтение занимало огромное место в жизни Чехова не только потому, что он был писателем, но и потому, что он был русским интеллигентом. Многие поколения в эту эпоху через  искусство слова познавали действительность и обретали образцы для поведения. Литературные персонажи порой оказывали на читателей более сильное влияние, чем сама жизнь.

Увлечение чтением началось в гимназии, где Антон Павлович проучился 10 лет. Чехов стал читать систематически, когда открылась городская библиотека, ему в то время было 17 лет. Вначале он читал описания путешествий, затем романы Гончарова, Тургенева, Сервантеса, Бичер-Стоу. Особенно любил Чехов Пушкина, Лермонтова, Гоголя, он неизменно ими восхищался.

Произведения Тургенева Антон Павлович любил с юности и до последних дней жизни считал его корифеем русской литературы. В юности большое влияние на Чехова оказал Базаров – герой романа Тургенева «Отцы и дети». Вероятно, и профессия «лекаря», которой Чехов гордился, была избрана не без влияния Базарова.

Чехова очень привлекали такие черты тургеневских героев, как самостоятельность, стремление жить своим трудом, независимость мнений и чувство собственного достоинства.

Слайд №7

Ведущий: Детство  Максима Горького прошло в среде, где книга воспринималась лишь как принадлежность богослужения. Читать его учили по непонятным ребенку тестам «Псалтыри» и «Часослова». Простой и чистый язык настоящей литературы прозвучал для него впервые со страниц книги Андерсена. На всю жизнь запомнилась первая фраза сказки «Соловей»: «В Китае все жители китайцы и сам – император китаец».

Горькому приходилось преодолевать невыносимые трудности, чтобы удовлетворять свою страсть к чтению. Жена хозяина, у которого он жил и работал, со злостью называла его «книгожоркой».

Именно в книгах открывался перед его глазами необъятный мир, жизнь приобретала новый смысл, книги становились непременными спутниками и условиями жизни. Никогда чтение не воспринималось им, как забава, развлечение. И это происходило вопреки влиянию среды, где абсолютно отсутствовала читательская традиция.

Годам к 14-ти чтение Горького становится все более сознательным: его интересует не только сюжет произведения, он задумывается над характерами действующих лиц, начинает понимать красоту описаний, а так же и «различие между тем, о чём говорила книга, и тем, что внушала жизнь».

Писатель неоднократно подчеркивал, какое огромное значение имели книги в его жизни. «Мне хочется сказать, – пишет он,- что книга играла в моей жизни роль матери. Она одно из величайших и таинственных чудес земли».

Подлинный гимн книге и великому творцу его – человеку звучит со страниц многих произведений Максима Горького. Трудно найти другого автора, чьи герои так много говорили бы о прочитанном в размышлениях и спорах, так часто обращались к произведениям литературы, истории, философии различных эпох и народов.

Слайд №8

Ведущий: Любовью и благодарностью к книгам проникнуто стихотворение белорусского поэта Мила Гелевича:

Книги, книги! Мои дорогие друзья!

Вас хранит благодарная память моя.

Книги, книги! Волшебною силой влеком

Я читал, и смеялся, и плакал тайком.

Те ребячьи года я в душе берегу

Никогда, никогда позабыть не смогу…

Ведущий: А сейчас, ребята, мы проверим правдивость русской народной поговорки «Кто много читает, тот много и знает». Вы все читателе? А много знаете? Давайте в этом убедимся.

Викторина.

1.Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С.Маршака у новогоднего костра?(12)

2.Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х.Андерсена”Дикие лебеди”?(11братьев)

3.Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

4.Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный.)

5.Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого”Три медведя”?(Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

6.Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф)

7.Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце?

(“Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?”)

8.Какой мальчик должен был выложить слово”вечность”? За это ему обещали подарить новые коньки и весь свет. (Кай)

9.Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)

10.Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)

11.Сколько раз старик бросал в море невод? (3)

12.Скольких разбойников перехитрил Али-Баба?( 40)

13.Как звали джинна,которого освободил из бутылки Волька, из повести-сказки Л.Лагина? (Хоттабыч)

14.От кого ушёл Колобок? (От дедушки, от бабушки, зайца, волка, медведя.)

15.Кто послал принцессе розу и соловья? (Принц из сказки Г.Х.Андерсена”Свинопас”.)

16.Кто самый лучший в мире фантазёр и сладкоежка, большой друг Малыша? (Карлсон)

17.В какой сказке медведь сам сочинял стихи? (“Винни-Пух и все-все-все”)

18.Какая девушка на балу потеряла туфельку? (Золушка)

19. Как звали хозяина Кота в сапогах? (Маркиз Карабас)

20.Кто носил пояс с надписью “Когда злой бываю, семерых убиваю”? (Храбрый портной)

21.В какой сказке на земле идёт снег, если на небе взбивают пуховую перину?(“Госпожа Метелица”)

22.Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка)

23.Кто с кем такой делёж устраивал:”Твои вершки, а мои корешки”.

(Мужик с медведем в сказке “Мужик и медведь”)

24.Скажите, какого героя провели на пирожках?

(Медведь из сказки “Маша и медведь”)

25.Кто варил кашу, применяя ум и смекалку?

(Солдат в сказке “Каша из топора”)

Ведущий: Какое бы образование не получил человек, он все равно должен постоянно работать над собой, обогащать свои знания. И поэтому мы говорим, что непрерывное самообразование – это необходимое условие развития творческой личности. Верные ваши помощники и друзья на этом пути – книги.

Литература: 

  1. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. – М.: Детская литература, 1982. – 511 с.
  2. Цветаева М.И. Стихотворения; Поэмы; Драматические произведения. – М.: Художественная литература, 1990. – 398 с.
  3. Эфрон А.С. Марина Цветаева. Воспоминания дочери. – Калининград: Калининградское книжное издательство: Янтарный сказ, 1999. – 650 с.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Комментарии отключены

Filed under Сценарии

Comments are closed.