Цель: привлечение детей к чтению, повышение престижа книги и чтения.
Целевая аудитория: дети среднего возраста.
Сопровождение: компьютерная презентация.
Ход мероприятия:
Слайд №1.
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о роли книги в жизни человека. Скажите, пожалуйста, любите ли вы читать? Какие книги предпочитаете? Какие авторы вам больше нравятся? А какую последнюю книгу вы прочли?
идет беседа с детьми.
Ведущий: А сейчас мы поведём разговор о книге, чтении, и о том, какую роль сыграла книга в жизни знаменитых людей.
Ведущий: Чтение давно уже стало первейшей, незаменимой потребностью человека. Книга сопровождает нас с рождения до последнего часа жизни. И не просто сопровождает, а учит, образовывает, помогает понять законы окружающего мира, а вместе с тем и самого себя.
Ведущий: Книга величайшее из чудес, сотворенных человечеством, вошло в каждый дом, стало для всех вполне обычной и обязательной принадлежностью его. Многие известные художники рисовали на своих картинах людей, читающих книгу.
Слайд №2.
Однако некоторые из нас так привыкли к этому, что строят свои отношения с книгой не на доброжелательных основах. Посмотрите, как решительно иной читатель загибает в книге уголки страниц, с треском вырывает, или украдкой вырезает приглянувшуюся иллюстрацию или схему, рисует на полях всяких четриков, перегибает книгу так, что не выдерживают, рвутся даже крепкие переплеты.
А как обращается со своим учебником иной школьник! Право же, такие книги и такие читатели стоят того, чтобы их пожалели: книги за их незаслуженные обиды и унижения, а читателей за их духовную обедненность, бесчувственность и невежество.
Ведущий: Книги расширяют наш кругозор, делают нас духовно богаче, дают пищу уму, помогают понять самого себя и окружающих, учат жить и бороться. Читая книгу, мы развиваем свое воображение, так как каждый из нас по-своему представляем героев книги, пейзаж описанный писателем.
Слайд №3.
Ведущий: Народ сложил много пословиц и поговорок о книге:
«С книгой жить век не тужить»
«Вслед за книгой- умом двигай»
«Кто много читает – тот много знает»
« Книга подобна вода – дорогу пробьет везде»
«Чтение – вот лучшее учение».
А какие вы знаете пословицы и поговорки о книгах?
Ведущий: А теперь, ребята, давайте поотгадываем загадки о книге, знаниях, чтении.
1: Книга
Кто говорит молча?
2: Карандаш
Палочка волшебная есть у меня друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолет,
И огромный пароход!
3: Азбука
Первая книжка
Для всех детишек:
Учит — мучит,
А научит — радует.
4: Книга
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита,
не человек, а рассказывает.
5: Алфавит
Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
и называется строй …
5: Книга
Черные чернизины,
друг к другу нанизаны.
Засмотрелся Фома,
понабрался ума.
6: Буквы
Черные, кривые,
от рожденья все немые,
встанут вряд –
сейчас заговорят.
7: Грамота
Пером сеют, глазами жнут,
Головой едят, памятью переваривают.
8. Мел и доска
Белый зайчик
по чёрному полю прыгает.
9: Книга
Я все знаю, всех учу, но всегда сама молчу.
10. Ручка
Грамоты не знаю,
а весь век пишу.
11. Чернила
Какая водица
только для грамотных годится?
12. Неграмотный
Хорошо видит, а слепой?
13: Буквы
На странице букваря
тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
знает каждый грамотей.
14: Книга
Не сорочка, а сшита, не человек, а рассказывает.
15. Пальцы пишут.
Трое одним плугом пашут.
16. Пишут на бумаге.
Семя плоско, поле гладко;
кто умеет, тот и сеет.
17. Книга.
Открыть свои тайны любому готова,
Но ты от неё не услышишь не слова.
18. Классный журнал.
По алфавиту в строгом порядке,
Сорок фамилий в толстой тетрадке.
Справа от них разлинованы клетки,
Чтоб не сбежали ваши отметки.
19. Книга.
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках, на листочках,
Где станции на точках.
20. Буквы.
Человечки встали в ряд
Обо всём нам говорят.
Слайд №4
Ведущий: Великие люди всех времен и народов отмечали огромную роль книги в жизни человека:
«Занятия с книгами юность питают, старость увеселяют, в счастье украшают, в несчастье доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают»
/Цицерон/
«Милее книги в мире друга нет»
/А.Навои/
« Книги делают человека лучше»
/ А.Гончаров/
«Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога. Чтением человек переживает века»
/ Герцен/
«Всё бледнеет перед книгами»
/А.П.Чехов/
«Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное»
/Ф.М.Достоевский/
«Без книги пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и наш постоянный вечный спутник»
/Д.Бедный/
«Всем хорошим во мне я обязан книгам»
/М.Горький/
Ведущий: А.С.Пушкин, томясь в Михайловской ссылке, неоднократно отправлял в северную столицу письма с мольбой: «Книг, ради Бога, книг!»;
живя в Париже, внимательно следил за русским книжным миром И.С. Тургенев; тяжело больной, заточенный в Ялте, А.П.Чехов писал в Москву:
«Если у вас есть какие-нибудь новенькие издания, пришлите мне для прочтения»; А.М.Горький, где бы не находился – всегда окружал себя книгами, из которых вскоре образовывались замечательные собрания.
Ведущий: Великие писатели придавали чтению огромное значение, рассматривали его как источник формирования духовно и нравственно высокоразвитой личности.
Ведущий: О Тургеневе – читателе Пушкина и Тургеневе – писателе пушкинского склада невозможно говорить врозь. Тургенев не пропустил ни одного издания произведений любимого поэта. Вслед за Пушкиным Тургенев считал чтение лучшим учением.
Слайд №5
Ведущий: Известная поэтесса Марина Цветаева увлекалась чтением с детских лет. Вспоминая детство в своих ранних стихах, Цветаева с благодарностью вспоминает о своих «друзьях» Геккельбери Финне, Томасе Сойере, Принце и Нищем, Ундине. Но все эти книжки о девчонках и мальчишках были не главными. Весь жар души вкладывался не в них. С шести лет маленькая Марина была влюблена в поэзию Пушкина. Она делала самодельные книжечки, в которые вписывала полюбившиеся ей стихи.
В юности, примерно с 16 лет, у нее начинается полоса «запойного» чтения, она целиком переселяется в книги, среди которых много французских – книги о Наполеоне и его сыне. Реальность переставала существовать для нее. Марина Цветаева жила только в книгах. «Как я теперь понимаю « глупость» взрослых, не дающих читать детям своих взрослых книг! – пишет она. – Дети не поймут? Дети слишком понимают. Семи лет Мцыри и Евгений Онегин гораздо верней и глубже понимаются, чем двадцати забываюсь только одна, только в книге, над книгой. Книги мне дали больше, чем люди. Воспоминание о человеке всегда бледнеет перед воспоминаниями о книге …»
В пятнадцать лет.
Звенят – поют, забвению мешая,
В моей душе слова : «пятнадцать лет»
О, для чего я выросла большая?
Спасенья нет!
Еще вчера зеленые березки
Я убегала, вольная с утра.
Еще вчера шалила без прически,
Еще вчера!
Весенний зов с далеких колоколен
Мне говорил: «Побегай и приляг!»
И каждый крик шалунье был позволен.
И каждый шаг!
Что впереди? Какая неудача?
Во всем обман и, ах, на всем запрет!
– Так с милым детством я прощалась , плача,
В пятнадцать лет.
*****
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
– Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Слайд №6
Ведущий: А.П Чехов читать любил не меньше, чем сочинять, а иногда и больше. Чтение занимало огромное место в жизни Чехова не только потому, что он был писателем, но и потому, что он был русским интеллигентом. Многие поколения в эту эпоху через искусство слова познавали действительность и обретали образцы для поведения. Литературные персонажи порой оказывали на читателей более сильное влияние, чем сама жизнь.
Увлечение чтением началось в гимназии, где Антон Павлович проучился 10 лет. Чехов стал читать систематически, когда открылась городская библиотека, ему в то время было 17 лет. Вначале он читал описания путешествий, затем романы Гончарова, Тургенева, Сервантеса, Бичер-Стоу. Особенно любил Чехов Пушкина, Лермонтова, Гоголя, он неизменно ими восхищался.
Произведения Тургенева Антон Павлович любил с юности и до последних дней жизни считал его корифеем русской литературы. В юности большое влияние на Чехова оказал Базаров – герой романа Тургенева «Отцы и дети». Вероятно, и профессия «лекаря», которой Чехов гордился, была избрана не без влияния Базарова.
Чехова очень привлекали такие черты тургеневских героев, как самостоятельность, стремление жить своим трудом, независимость мнений и чувство собственного достоинства.
Слайд №7
Ведущий: Детство Максима Горького прошло в среде, где книга воспринималась лишь как принадлежность богослужения. Читать его учили по непонятным ребенку тестам «Псалтыри» и «Часослова». Простой и чистый язык настоящей литературы прозвучал для него впервые со страниц книги Андерсена. На всю жизнь запомнилась первая фраза сказки «Соловей»: «В Китае все жители китайцы и сам – император китаец».
Горькому приходилось преодолевать невыносимые трудности, чтобы удовлетворять свою страсть к чтению. Жена хозяина, у которого он жил и работал, со злостью называла его «книгожоркой».
Именно в книгах открывался перед его глазами необъятный мир, жизнь приобретала новый смысл, книги становились непременными спутниками и условиями жизни. Никогда чтение не воспринималось им, как забава, развлечение. И это происходило вопреки влиянию среды, где абсолютно отсутствовала читательская традиция.
Годам к 14-ти чтение Горького становится все более сознательным: его интересует не только сюжет произведения, он задумывается над характерами действующих лиц, начинает понимать красоту описаний, а так же и «различие между тем, о чём говорила книга, и тем, что внушала жизнь».
Писатель неоднократно подчеркивал, какое огромное значение имели книги в его жизни. «Мне хочется сказать, – пишет он,- что книга играла в моей жизни роль матери. Она одно из величайших и таинственных чудес земли».
Подлинный гимн книге и великому творцу его – человеку звучит со страниц многих произведений Максима Горького. Трудно найти другого автора, чьи герои так много говорили бы о прочитанном в размышлениях и спорах, так часто обращались к произведениям литературы, истории, философии различных эпох и народов.
Слайд №8
Ведущий: Любовью и благодарностью к книгам проникнуто стихотворение белорусского поэта Мила Гелевича:
Книги, книги! Мои дорогие друзья!
Вас хранит благодарная память моя.
Книги, книги! Волшебною силой влеком
Я читал, и смеялся, и плакал тайком.
Те ребячьи года я в душе берегу
Никогда, никогда позабыть не смогу…
Ведущий: А сейчас, ребята, мы проверим правдивость русской народной поговорки «Кто много читает, тот много и знает». Вы все читателе? А много знаете? Давайте в этом убедимся.
Викторина.
1.Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С.Маршака у новогоднего костра?(12)
2.Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х.Андерсена”Дикие лебеди”?(11братьев)
3.Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
4.Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный.)
5.Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого”Три медведя”?(Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
6.Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф)
7.Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце?
(“Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”)
8.Какой мальчик должен был выложить слово”вечность”? За это ему обещали подарить новые коньки и весь свет. (Кай)
9.Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)
10.Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)
11.Сколько раз старик бросал в море невод? (3)
12.Скольких разбойников перехитрил Али-Баба?( 40)
13.Как звали джинна,которого освободил из бутылки Волька, из повести-сказки Л.Лагина? (Хоттабыч)
14.От кого ушёл Колобок? (От дедушки, от бабушки, зайца, волка, медведя.)
15.Кто послал принцессе розу и соловья? (Принц из сказки Г.Х.Андерсена”Свинопас”.)
16.Кто самый лучший в мире фантазёр и сладкоежка, большой друг Малыша? (Карлсон)
17.В какой сказке медведь сам сочинял стихи? (“Винни-Пух и все-все-все”)
18.Какая девушка на балу потеряла туфельку? (Золушка)
19. Как звали хозяина Кота в сапогах? (Маркиз Карабас)
20.Кто носил пояс с надписью “Когда злой бываю, семерых убиваю”? (Храбрый портной)
21.В какой сказке на земле идёт снег, если на небе взбивают пуховую перину?(“Госпожа Метелица”)
22.Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка)
23.Кто с кем такой делёж устраивал:”Твои вершки, а мои корешки”.
(Мужик с медведем в сказке “Мужик и медведь”)
24.Скажите, какого героя провели на пирожках?
(Медведь из сказки “Маша и медведь”)
25.Кто варил кашу, применяя ум и смекалку?
(Солдат в сказке “Каша из топора”)
Ведущий: Какое бы образование не получил человек, он все равно должен постоянно работать над собой, обогащать свои знания. И поэтому мы говорим, что непрерывное самообразование – это необходимое условие развития творческой личности. Верные ваши помощники и друзья на этом пути – книги.
Литература:
- Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. – М.: Детская литература, 1982. – 511 с.
- Цветаева М.И. Стихотворения; Поэмы; Драматические произведения. – М.: Художественная литература, 1990. – 398 с.
- Эфрон А.С. Марина Цветаева. Воспоминания дочери. – Калининград: Калининградское книжное издательство: Янтарный сказ, 1999. – 650 с.