«Мой дом и я в нём»

познавательная программа.
Действующие лица: Ведущий, пещерный человек.
Слайд №1. дом
Ведущий: Ребята, куда вы пришли? (ответы детей) Правильно, в библиотеку. А библиотека где находится? (ответы детей) Правильно, это здание, такой большой дом. А как вы думаете, всегда были такие большие дома? (ответы детей)
Давным-давно на заре человечества люди не умели строить дома. Они находили пещеры, большие норы и в них жили.
Слайд №2. пещера
Выходит Пещерный человек.

ПЧ: Здравствуйте, ребята! Кто это здесь вспомнил про меня?
Ведущий: А вы кто?
ПЧ: Я – Пещерный человек и про пещеры знаю всё.
Ведущая: Ой, как интересно. Тогда ты нам может быть расскажешь, как живется пещерному человеку.
ПЧ: Конечно, расскажу. В качестве дома мы выбираем просторную, сухую пещеру. У входа в пещеру делаем очаг: углубление, обложенное камнями. В нем мы разводим огонь и готовим пищу. Дым от костра выходит через вход в пещеру, поэтому у нас бывает очень дымно, зато тепло. Зимой вход в пещеру мы занавешиваем звериной шкурой. У нас в пещере очень просторно, всем членам нашей семьи места хватает. Вот так мы и живём.
Ведущий: Человек развивался, развивались его способности, он научился строить разные дома. У разных народов свои особенные дома. Сначала люди начилали строить свои жилища из того, что попадалось под руку – камыши, палки, листья, а также шкура и кости животных.Потом. много времени спустя они сталирубить деревья и из них строить жилища. .
У многих народов жилища были переносные, их легко можно было разобрать и собрать на новом месте.
Слайд №3. чум
Чум – это дом, в котором живут люди севера (ханты, ненцы, коми). Чум строят как шалаш.только вместо камыша берут длинные палки – жерди, а сверху накрывают его берестой, войлоком или оленьими шкурами. В центре чума устанавливается очаг, дым от которого выходит в отверстие наверху.
Слайд №4. юрта
Слайд №5. вигвам
По такому же принципу строятся юрта – жилище монголов, казахов, вигвам – жилище индейцев.
Слайд №6. иглу
Жители севера – эскимосы строят свои дома из снега и льда. Называются они иглу. Строят его из снежных блоков. Для тепла внутри иглу устилают шкурами животных. Свет проникает через снежные стены.
Постепенно люди научились делать дома из дерева. На Руси основным жилищем была изба.
Слайд №7. изба
Избу строят из брёвен, соединенных друг с другом. В срубе устраивались дверные и оконные проемы. Чтобы сохранить тепло и защититься от сырости, сруб ставили на каменные или деревянные столбы. Внизу настилали прочный деревянный пол. В углу избы стояла большая русская печь, вокруг которой и происходила вся жизнь русской семьи. С одной стороны печи размещался женский угол, в котором женщины готовили, а с другой стороны печи – мужской угол, в котором собирались мужчины.
Слайд №8. изба изнутри.
Самая большая часть избы называлось «чистой». Здесь все члены семьи собиралась во время приемов пищи, женщины там занимались рукоделием.Рядом с матерями находились дети. Со временем в избе стали делать комнаты, а также очень красиво оформлять её снаружи.
Слайд №9. красивый дом
Слайд №10. клип об избе.
Шло время, люди научились обрабатывать камни, делать кирпичи и бетон. Появились каменные дома.
Слайд №11, 12 замок
Люди стали строить большие дома – замки, которые были не только жилищем, но и крепостью, защитой от врагов.
Слайд №13. дворец
Простые люди жили в маленьких домах из дерева, камня, а знатные люди, короли, цари строили для себя красивые большие дворцы.
Современные здания очень разнообразные: это и многоэтажные дома, высота которых 30-50 этажей, есть одноэтажные дома, дома из дерева.
Слайд №14. двухэт. дом.
Слайд №15. многоэтажка
Слайд №16. многоэтажка
Ребята, а в каких домах живете вы? (ответы детей)
Ведущий: Если раньше в одной пещере жило много-много человек, то со временем люди стали жить отдельными семьями, и каждая семья строила себе отдельный дом. И домов стало так много что для того, чтобы не заблудиться люди стали давать названия поселениям, деревням, городам, а в них названия улицам и даже домам.
Ребята, как называется село, где вы живете? А улица? А номер дома у вас какой? (ответы детей) Всё это называется адрес.
ПЧ: Ой, ведущая, уморила ты меня своими разговорами, я ведь не привык так долго сидеть без движения. Давай-ка я с ребятами проведу пещерную зарядку.
(физкульт минутка)
Ведущий: А вот скажите, как вы думаете, у человека есть адрес? (ответы детей) У каждого человека есть свой “адрес” это – фамилия, отчество и имя. Фамилия человека говорит о том, к какой семье, к какому роду он принадлежит. Отчество – кто его отец, а имя – это его личное название.
Так же как дома не стразу строились, не сразу у людей появились и имена. Вот как твоё имя пещерный человек?
ПЧ: Имя? Я даже не знаю, что такое имя.
Ведущий: Тогда посиди и послушай вместе с ребятами.
С давних пор люди бережно относилось к своим именам. Люди верили в своих богов и в нечистую,злую силу.Чтобы обмануть нечитую силу, люди давали своему ребёнку два разных имени: одно настоящее. а друное – придуманное. Они верили.что если злые духи не будут знать настоящего имени ребёнка, то и не смогут принести ему вред.А чтобы не привлечь злобных духов красивым именем,детей называли некрасивыми,неприглядными именами : Неждан, Неудача, Нелюб, Нехорошей, Болван, Поганый Поп…А настоящее имя скрывалось от посторонних людей и только в кругу родных звали детей настоящим именем.На самом деле детям давали очень красивые имена. Мальчиков называли Велимирами, Бориславами, Ладомирами, , Добромирами, Ратиборами, . А девочкам давали имена Любава, Светозара, Милана, , Лада, Забава, Ждана,Ярослава.
Но со временем появились новые имена, а старые забылись. Ребята, а какие есть сейчас имена? (ответы детей)
Ведущий: Да, очень много на свете разных имён. Но бывают такие странные имена, что просто диву даёшься. По поводу таких имён С.Я.Маршак написал стихотворение.

Ведущий: Но одних имён было мало, ведь одним и тем же именем можно было назвать много людей, и как узнать, к кому обращаются? Тогда к имени стали прибавлять имя отца. Например: Мария дочь Ивана, или Николай сын Петра. В наше время говорят Мария Ивановна или Николай Петрович. Имя-отчество возникло как знак уважения, почитания достойного, уважаемого человека, старшего по-возрасту.
Ведущий: Ребята, а вы знаете своё отчество? Давайте проверим. (ответы детей)
Но и этогопотом стало мало,потому что и Марий Ивановных и Николаев Петровичей тоже может быть много. Стали прибавлять фамилию. Слово фамилия означает: семья, семейство, общесемейное имя. А откуда взять её? На Руси фамилии составлялись от имени деда или прадеда или его отчества (Стоянов, Петров, Алексеев, Андреев, Николаев, Семёнов. Сергеев); ещё придумывали фамилию по названию пого места,где жили прадеды  (Горин или Гора, Заречный, Вершинин, Прудаев, Сединкин); от профессии (Кузнецов, Башмаков, Перевозчиков, Сапожников, Плотников);очень часто давались фамилии по кличке предков (Невежин, Трепачёв, Жуликов, Коровин, Гусев).
Ведущий: Ребята, а какие у вас фамилии? ( идёт разбор фамилий)
ПЧ: Я тоже хочу, что бы у меня были и имя и фамилия!
Ведущий: Ребята, давайте придумаем ему имя и фамилию.
(дети предлагают свои варианты)
ПЧ: Ура! Теперь меня будут звать Охотник, сын Змеелова по фамилии Пещерный.
Ведущий:Да! Очень много на свете самых разных фамилий !Послушайте очень смешную басню которую написалС.В.Михалков (ведущий читает басню«Смешная фамилия»)

Ведущий: Ребята, сегодня на нашем занятии мы узнали в каких домах жили и живут люди и как у них появились имя, отчество и фамилия.
ПЧ: До свидания. Я тоже пойду домой и всем членам моего рода буду придумывать имена и фамилии. Мне было с вами очень интересно, я так много сегодня узнал.
(уходит)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Комментарии отключены

Filed under Сценарии

Comments are closed.