«По страницам нашей Конституции»

                                          Познавательная игровая программа

Слайд №1 День Конституции

Ведущий: Здравствуйте, ребята! 12 декабря наша страна отмечает праздник День Конституции.

Чтобы знать о правах россиянина,Рисунок1

Должен помнить ты, прежде наук,

Что у каждого есть обязательно,

  Конституция – верный твой друг!

Чтобы знать права очень важные,

О свободе, здоровье, труде,

Чтобы жить, знать свободы и равенства,

Конституция – в помощь тебе!

Чтобы быть патриотом истинным,

Чтоб служить, покорять испокон,

Нужно тебе обязательно

Знать России священный закон!

Пусть становится книгой настольною,

В правоведении будем сильны,

Мы улучшим устои исконные,

Конституция – сила страны!

Ведущий: А скажите мне, кто из вас знает, что такое Конституция? (ответы детей Верно. Конституция – это основной закон, по которому живёт наша страна. (демонстрирует Конституцию) Давайте откроем первую страницу Конституции и прочтем, что на ней написано:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, предавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.»

Слайд №2 дата принятия Конституции

Ведущий: Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. Но вы ошибаетесь, если думаете, что до принятия Конституции люди жили без законов. В России в  ещё в 1730 году была предпринята первая попытка создать конституцию, ограничивающую власть царя. А когда царя свергли,  то 10 июля 1918 году пятый съезд Советов РСФСР  – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика – так называлась наша страна –  принял первый основной закон молодой республики – Конституцию.

Конституция, в переводе с латинского языка, означает «устройство», то, как нужно устроить жизнь в государстве, по каким правилам. Наша страна Россия самая  большая в мире и в ней проживает очень много людей разных национальностей. И все они должны жить в мире и согласии.  В Конституции прописано много законов, по которым живёт наша страна. А ещё в ней записаны права и обязанности людей, по которым они должны жить.

Права есть у взрослого и у ребенка:

Играть и учиться, мечтать и трудиться,

Помочь старику и погладить котенка,

И чистой водой на рассвете умыться.

Ребенок имеет право на счастье,

А также в доме укрыться в ненастье,

Ребенок имеет право гулять

И воздухом чистым  всей грудью дышать.

Ведущий: Ребята, а какие права вы знаете? (ответы детей) Да. Среди прав есть такие как: право на образование, право на труд и на отдых, право на  здоровье. А какие обязанности вы знаете? (ответы детей) Верно! Мы обязаны соблюдать   Конституцию и законы, заботиться о  больных и престарелых родителях, не ущемлять права и свободы других людей, защищать Отечество, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

А вот скажите мне, какие права есть у школьников? (ответы детей). Молодцы! А ещё вы  имеете право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях, а с момента рождения — право на имя (фамилию), гражданство.

В Конституции записаны не только права, но и обязанности. Какие же обязанности у школьника? Давайте подумаем.

Ходить в школу (право на образование)

  1. Ходить в детский сад (право на дошкольное воспитание)
  2. Уважать старших, родителей, учителей и друг друга.
  3. Культурно вести себя в общественных местах.
  4. Ходить чистым, аккуратным, опрятным.
  5. Выполнять устав школы.

Ведущий: А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Во время игры «В гости к Буратино» мы узнаем, какие герои сказки нарушают права других героев, унижают и обижают их.

Дети разбиваются на несколько групп, каждой раздаются карточки, на которых написано:

  • Право на образование.
  • Право на свободный труд, защита от безработицы.
  • Каждый имеет право на жилище, и оно неприкосновенно.
  • Никто не может издеваться над человеком, пытать его, грубо к нему относиться.
  • Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
  • Никто не может издеваться над человеком. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  • Право на жизнь.

Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке. Я опишу ситуацию, а вы поднимите табличку с правильным ответом:

Слайд №3

  1. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Защита от безработицы.)

Слайд №4

  1. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? (Право на образование.)

Слайд №5

  1. Разбойники подвесили Буратино, на дереве. Какое право они нарушили? («Никто не может издеваться над человеком, пытать его, грубо к нему относиться»).

Слайд №6

  1. Когда Буратино болел, к нему вызывали докторов. (Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание).

Слайд №7

  1. Мальвина принялась учить Буратино письму и математике. (Право на образование).

Слайд №8

  1. Какое право нарушил Карабас, когда подвесил Буратино в кладовке на гвоздь? (Никто не может издеваться над человеком. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).

Слайд №9

  1. Какое право нарушили полицейские, когда бросили Буратино в пруд? (Право на жизнь).

Слайд №10

  1. Какое право соблюдалось, когда Мальвина лечила Артемона? (Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание).

Слайд №11

  1. Какое право нарушено, когда полицейские с Карабасом ворвались в каморку папы Карло? (Каждый имеет право на жилище, и оно неприкосновенно).

Слайд №12 Конституция

Ведущий: Итак, мы немного познакомились с Конституцией Российской Федерации. Скажите, ребята, а кто – же является ответственным за то, что Законы Конституции будут выполняться? Кто это гарантирует народу? Как вы думаете? (ответы детей) Гарантом Конституции является Президент. Это самый главный человек в стране, которого выбрал народ.

Слайд №13 Президент

Наш президент – Владимир Владимирович Путин.

В специальной статье Конституции сказано, чем должен заниматься глава нашего государства. Оказывается, дел у Президента очень много. А чтобы узнать, чем занимается Президент, какие у него обязанности, каким он должен быть предлагаю вам сыграть в игру «Если бы я был президентом».

Я буду задавать вам вопрос и несколько вариантов ответов к нему. Ваша задача ответить так, как вы считаете правильным.

Ребята, кто из вас хочет стать президентом? (ответы детей) А вы сейчас можете стать президентом?  (ответы детей) Нет, ведь президентом нашей страны может стать только взрослый гражданин России не младше 35 лет. Давайте мы с вами посчитаем сколько лет вам осталось до этого возраста. (дети считают и говорят ответы)

Слайд №14

  1. Помнишь ли ты, когда дни рождения у твоих мамы, папы, дедушки, бабушки, сестры и брата?
    А) Помню.

Б) Не помню, но сейчас спрошу и запишу, чтобы не забыть.

В) Мне это помнить не обязательно. Сами напомнят.

Г) Где-то у меня записаны их дни рождения, но где – уже не помню.

Комментарий: Это хорошо, что ты помнишь, когда дни рождения у твоих родных. Значит, сможешь их поздравить вовремя. Ты собираешься стать президентом и защищать интересы и права всех своих сограждан. У тебя уже сегодня есть возможность проявить внимание к тем, кто живёт рядом, – к членам твоей семьи. Потренируйся.

Слайд №15

  1. Представь себе, что тебя попросили честно разделить что-нибудь между твоим лучшим другом и совсем незнакомыми тебе людьми. Как ты поступишь?

А) Открыто вручу другу намного больше, чем остальным. Он же мне друг!

Б) Тихонько передам другу чуть-чуть больше, чтобы незнакомые не обиделись.

В) Дам своему другу меньше всех, чтобы все видели какой я честный.

Г) Разделю поровну

Комментарий: У того, кто собирается стать президентом, обязательно должно быть чувство справедливости. Чувство справедливости – это как музыкальный слух. Если у тебя нет музыкального слуха, можно как-нибудь прожить и без него. Но вот становиться дирижёром оркестра, не имея музыкального слуха, лучше не надо. А тот, у кого нет чувства справедливости, никогда не окажется хорошим главой государства.

Слайд №16

  1. Представь себе, что твои друзья собрались в кинотеатр, но не могут выбрать, на какой фильм пойти. Все обращаются к тебе, что ты сделаешь?

А) Честно признаюсь, что не знаю, какой фильм лучше.

Б) Откажусь делать выбор, чтобы не быть виноватым, если фильм окажется неудачным.

В) Предложу одноклассникам не ходить в кино, а просто погулять.

Г) Постараюсь сделать правильный выбор и пойду с друзьями в кино.

Комментарий: Наверняка, прежде чем сделать выбор, ты постараешься как можно больше узнать о каждом из этих фильмов и только после этого возьмёшь на себя ответственность и примешь решение. Умение брать на себя ответственность – очень важное качество для того, кто собирается стать главой государства.

Слайд №17

  1. Сможешь ли ты двумя пальцами одной руки сжать обычную прищепку, с помощью которой мама вешает выстиранное бельё? Если да, то как долго сможешь ты продержать эту прищепку двумя пальцами в сжатом состоянии?

А) Смогу сжать и продержать целый час.

Б) Смогу сжать и продержать 20 минут.

В) Смогу сжать и продержать 10 минут.

Г) Сжать смогу, а как долго смогу продержать – не знаю, не пробовал.

Комментарий: Иногда то, что кажется совсем лёгким и простым, на деле оказывается очень трудным и сложным. Настоящую уверенность в своих силах обретает только тот, кто умеет их трезво оценивать.

Слайд №18

  1. Представь себе, что ты, уже президент России, в 16 часов по московскому времени звонишь по государственному делу мэру Владивостока. С какой фразы лучше начать разговор?

А) Добрый день, господин мэр!

Б) Доброе утро, господин мэр!

В) Добрый вечер, господин мэр!

Г) Здравствуйте, господин мэр!

Комментарий: Начать разговор с приветствия “Добрый день” или “Доброе утро” было бы неправильно. Ведь когда в Москве день, во Владивостоке уже вечер. Но даже если ты ещё не изучал на уроках географии часовые пояса, ты всё равно сумел выйти из трудного положения, если выбрал «Здравствуйте, господин мэр!». Проявил смекалку. Тому, кто собирается стать президентом, нужно очень много разных знаний, но ещё нужнее ему смекалка.

Слайд №19

  1. Тебе, президенту России, предложили наградить талантливого школьника, который недавно сделал важное для кораблестроения открытие – доказал, что на всякое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной этим телом жидкости. Какое решение ты примешь?

А) Поручишь взрослым учёным проверить, действительно ли выталкивающая сила существует, и если да, то вручишь школьнику государственную премию.

Б) Предложишь школьнику открыть ещё что-нибудь, чтобы получить награду за какое-нибудь новое открытие.

В) Предложишь школьнику сначала окончить школу и стать взрослым, а потом уже получить государственную награду за своё открытие.

Г) Наградишь школьника тайно и засекретишь его открытие, чтобы другие государства о нём не узнали.

Комментарий: Дело в том, что  выталкивающую силу и уже давным-давно открыл Архимед. Пусть талантливый школьник сначала откроет какой-нибудь ещё никем до него не открытый закон природы, тогда и получает награду от президента. Оказывается, главе государства могут неожиданно понадобиться знания из самых разных областей науки.

Слайд №20

  1. Ты, президент России, во время торжественной речи собираешься подвести итоги встречи с главами дружественных государств. Выбери правильный вариант.

А) Мы вновь подтвердили взаимное стремление расширять горизонты нашего сотрудничества.

Б) Мы вновь подтвердили взаимное стремление повышать горизонты нашего сотрудничества

В) Мы вновь подтвердили взаимное стремление поднимать горизонты нашего сотрудничества.

Г) Мы вновь подтвердили взаимное стремление закруглять горизонты нашего сотрудничества.

Комментарий: Уж кто-кто, а будущий президент России должен хорошо знать русский язык и грамотно строить свои торжественные речи. Ведь русский язык в нашей стране – это государственный язык.

Слайд №21

  1. Представь себе, что ты, президент России, пригласил на завтрак арабского шейха, чтобы выпить с ним чашечку кофе и обсудить мировые цены на нефть. Чем стоит угощать шейха? Что подать к кофе?

А) Бутерброды с ветчиной и фрукты.

Б) Яичницу с беконом и коржики.

В) Ватрушки с сыром и бублики.

Г) Жареного поросёнка с хреном.

Комментарий: У разных народов разные религии, обычаи и традиции. В том числе и в еде. Например, арабский шейх – мусульманин, и он ни за что не сядет есть ни бутерброды с ветчиной, ни яичницу с беконом, ни поросёнка с хреном. Глава любого государства должен, во-первых, знать, а, во-вторых, уважать обычаи и верования других народов. Иначе он может поставить себя в неловкое положение.

Ведущий: Вот видите, ребята, сколько много должен знать и уметь президент, чтобы управлять государством. Учитесь и может быть в будущем вы сможете стать президентом нашей страны.

Ведущий: В каждой стране существует символика, которая отличает ее от других государств. В нашей стране так же существует своя символика: это флаг, герб и гимн. Давайте об этом поговорим поподробнее.

Слайд №22 флаги 1- Чехия, 2 – Англия, 3 – Румыния, 4 – Китай, 5 – Германия, 6 – Франция, 7 – Россия, 8 – Польша, 9 – Белоруссия, 10 – Япония.

Я предлагаю вашему вниманию флаги разных стран. Скажите, какой из них – флаг России? (ответы детей) Правильно!

Слайд 23 флаг России

У флага России три полосы: белая, синяя, красная. Белая полоса обозначает мир, синяя полоса – вера, постоянство, красная  – сила, энергия, кровь, пролитая за Отечество.

Слайд №24 герб

Часто на флаге изображён герб России, который представляет собой двуглавого орла с распростертыми крыльями и с тремя коронами. Это обозначает единство народов. Скипетр  и держава (держит орел в своих лапах) обозначает, что  в нашей стране есть государственная власть, которая  избирается народом. Всадник, поражающий копьем дракона – борьба добра со злом.

Слайд №25 гимн

Как у любой из стран у нашего государства есть свой гимн. Гимн – это торжественная песня, которая исполняется на всех главных событиях страны. Когда звучит гимн все должны встать, мужчины – снять головные уборы и слушать молча или петь вм6есте со всеми. Каждый гражданин РФ обязан знать слова гимна наизусть.

Внимание! Слушаем государственный  гимн Российской Федерации!  (все встают, исполняются первый куплет и припев гимна)

Слайд №26 символы России

Каждый гражданин должен уважать символы своего государства. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

Слайд №27 Конституция

     Ребята, сегодня мы с вами познакомились с главной книгой страны – Конституцией Российской Федерации. Когда вы станете постарше, вы должны обязательно её прочитать, чтобы знать о своих правах и обязанностях, выполнять и не нарушать их.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Комментарии отключены

Filed under Сценарии

Comments are closed.