Фаина Раневская

                                                «Кумиры на все времена»

                                                 Литературная гостиная 

Слайд №1 начало

Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья! Приветствуем вас в литературной гостиной «Кумиры на все времена». Этот год в России объявлен Годом кино. Ещё вождь мировой революции незабвенный Владимир Владимирович Ленин сказал, что из всех искусств важнейшим для нас является кино! И в какой-то степени это так. Кино является самым востребованным видом искусства. Многие актёры, снимающиеся в кино, поистине становятся кумирами на все времена, их знают, любят и помнят миллионы благодарных зрителей.

И сейчас отгадайте загадки об актёрах прошлого.

Литературная викторина «Мир кино»

  1. Какого ученого звания неожиданно для себя удостоился скромный директор детского сада, он же «джентльмен удачи»? (Доцент)
  2. Кто является режиссером культового российского фильма «Покровские ворота»? (Михаил Козаков)
  3. Назовите имя киногероя, который свое появление на экране чаще всего объяснял одним словом: «Стреляли». (Сайд, «Белое солнце пустыни»)
  4. Как звали героя, которому посвятили кинокартины и Михаил Швейцер, и Леонид Гайдай, и Марк Захаров? (Остап Бендер)
  5. Назовите чернокожего героя Владимира Высоцкого. (Арап Петра Великого — «Как царь Петр арапа женил»)
  6. Какой фильм принес первые лавры Кристине Орбакайте, а также и прозвище? («Чучело», режиссер фильма — Ролан Быков)
  7. Какой советский фильм первым получил «Оскара», как лучший иностранный фильм? («Война и мир», режиссер Сергей Бондарчук, в 1965 году)
  8. Назовите имя и фамилию дрессировщицы хищников, сыгравшей главную роль в фильме «Полосатый рейс». (Маргарита Назарова)
  9. Из какой страны пришла к нам на телевидение первая «мыльная опера» «Рабыня Изаура»? (Из Бразилии)
  10. Кто сыграл роль старого судьи в фильме Станислава Говорухина «Десять негритят»? (Борис Зельдин)
  11. В каком фильме впервые прозвучали песни «Шаланды, полные кефали…» и «Темная ночь»? («Два бойца»)
  12. Кто сыграл члена гаражного кооператива, проспавшего все заседание, в комедии Эльдара Рязанова «Гараж»? (Сам режиссер — Эльдар Рязанов)
  13. 13. Как звали дочь главной героини в кинофильме «Москва слезам не верит»?

Светлана

Александра

Марина

Татьяна

  1. Кто сыграл главную женскую роль в дуэте с Михаилом Боярским в музыкальном кинофильме «Собака на сене»?

Ирина Алфёрова

Светлана Крючкова

Маргарита Терехова

  1. Сколько детей было у Андрея Григорьевича Сарафанова в советском кинофильме «Старший сын»?

Двое

Один

Трое

  1. Какому советскому кинофильму соответствует актёрский состав: Андрей Миронов , Александр Абдулов, Евгения Симонова, Олег Янковский, Евгений Леонов?

«Формула любви»

«Обыкновенное чудо»

«Труффальдино из Бергамо»

  1. В каком из фильмов не снимался Андрей Миронов?

«Обыкновенное чудо»

«Берегись автомобиля»

«Соломенная шляпка»

«Мой ласковый и нежный зверь»

«Человек с бульвара Капуцинов »

  1. Какая популярная советская актриса сыграла роль цыганки Рады в фильме «Табор уходит в небо»?

Светлана Тома

Любовь Полищук

Елена Яковлева

  1. Какой актер советского кино снимался во всех перечисленных фильмах: «Тот самый Мюнхгаузен», «Место встречи изменить нельзя», «Чародеи», «Гардемарины, вперёд!»?

Владимир Высоцкий

Александр Абдулов

Олег Янковский

  1. К какому жанру относится кинофильм «Берегись автомобиля»?

Фильм-сказка

Лирическая комедия

Трагикомедия

Загадки об актерах

1.Он в кино Жиган и князь,

Черносотник и Малюта —

Сотни сыгранных ролей,

И играл он очень круто!

Звания носил недаром.

Кто это? Конечно … Жаров

  1. «Жди меня» — фильм о войне,

Дорог нам он всем вдвойне.

Мужа ждать всю жизнь готова

Всегда прекрасная… Серова.

3.Встретились с ним в «Двух бойцах»,

Нам не забыть его лица,

Спел он песню «Темная ночь»

Слез сдержать было невмочь.

Он имел в культуре вес.

Его имя?.. Марк Бернес.

4.Невысока и стройна,

Покорила всех она.

И снималась очень долго

В фильмах «Цирк» и «Волга-Волга»,

«Светлый путь», а начала когда-то

С ленты «Веселые ребята».

Все сыграть была готова

Звезда кино… Любовь Орлова.

  1. Трактористка и свинарка,

Председатель, музыкант,

«Каким он был, таким остался»…

Удивительный талант!

Сколько судеб в ней одной.

Марине… Ладыниной.

6.«Как много девушек хороших…»

С экрана песня к нам слетела,

Сердца моментом покорила,

И вся страна ее запела.

Без дополнительных вопросов

Ответьте, кто же он?.. Утесов. 

7.«Скромненький синий плеточек»

Падает с плеч уж полвека.

Кто эту песню не знает?

Нет на Руси человека!

Песня звучит и поныне,

В праздник Победы частенько…

Мы очень любим песни,

Что поет… Шульженко.

Ведущий: Предлагаем вашему вниманию книги об актерах, которые имеются в нашем фонде.

Библиографический обзор «Актеры и роли»

Слайд №2 Гурченко

  1. Гурченко Л. Аплодисменты.

Повесть рассказывает о той поистине всенародной популярности, которая пришла к автору после исполнения главной роли в фильме «Карнавальная ночь», о профессиональных трудностях, о поисках своего пути в искусстве. Это не просто живой, полный юмора и в то же время драматизма автобиографический рассказ. Это история яркой творческой личности.

Слайд №3 Папанов

  1. Анатолий Папанов Снимайте шляпу, вытирайте ноги.

Народный артист СССР, любимый публикой он много снимался в кино, играл в театре. В основе книги лежат воспоминания актёра о жизни, семье, ролях в кино и театре, забавные и не очень истории из его богатой событиями жизни.

Слайд №4 Мордюкова

  1. Дымов В. Мордюкова, которой безоглядно веришь

Она снялась в 62-х фильмах, её героини самобытны, образы яркие, нестандартные и навсегда запоминающиеся. Автор рассказывает о Ноне Мордюкове в неожиданном ракурсе. Несмотря на неожиданную популярность, в биографии актрисы есть много «темных» пятен, официальные данные о ней зачастую расходятся с тем, что Мордюкова рассказывала о себе сама. Такой она была в жизни: немного странной, нелогичной и непредсказуемой; иногда слишком простой, иногда – слишком сложной. Но всегда – исключительно талантливой и душевной.

Слайд №5 Филатов

  1. Сушко Ю. Самая лучшая сказка Леонида Филатова

Ещё один рассказ в неожиданном ракурсе о замечательном необыкновенно одаренном человеке Леониде Филатове. Он был застенчивым и независимым, проницательным и очень, очень ранимым. Леонид Филатов – это воплощение совести, блестящий актер и автор множества литературных произведений, любящий муж и заботливый отец. В этой замечательной книге подробно описаны неизвестные страницы жизни  любимого актера. Прочитав этот литературный памятник Леониду Филатову, хочется произнести «Да здравствует жизнь, да здравствует любовь!»

Слайд №6 Высоцкий

  1. Сушко Ю. Подруги Высоцкого

Следующая книга Ю.Сушко из серии «Неожиданный ракурс» повествует о женщинах, окружавших знаменитого барда и актера Владимира Высоцкого. Они были похожи и в тоже время не похожи друг на друга. Их жизненная философия и творческая позиция были различны, но судьбы в той или иной степени пересекались с судьбой В.Высоцкого. Их участие, сердечное отношение к Высоцкому, к его таланту кровно роднило. Их голоса перекликались, хотя каждая из женщин вела свою неповторимую сольную партию, что и составляет особую гармонию. Они одновременно являлись и музами и творцами. У гениального человека и близкое окружение талантливо и неординарно.

Слайд №7 Полищук

  1. Стронгин В. Безумство храброй

Почему безумству храбрых поем мы песни? Почему мы считаем храбрость проявлением безумства? Вероятно, потому, что она на фоне вялотекущей жизни выглядит своеобразным вызовом людям, случаем из ряда вон выходящим. Была ли смелой Любовь Полищук? Об этом вы узнаете, прочтя эту книгу.

Слайд №8 Никулин

  1. Никулин Ю. Почти серьезно

Предлагаем вашему вниманию книгу не побоюсь этого слова всенародно любимого клоуна, актера Юлия Никулина. В этой книге он рассказывает о себе, о своем жизненном пути, о фронтовых дорогах, пройденных им, о том, как он стал клоуном, о ролях, сыгранных в кино.

Слайд №9 Куравлев

  1. Рыбак Л. Леонид Куравлев

Книга, посвящена творчеству известного советского киноактера Леонида Куравлева. Его работы в фильмах «Живет такой парень», «Афоня», «Ваш сын и брат», «Золотой теленок» и других принесли ему популярность у зрителей. Размышляя о творческом пути артиста, автор опирается на высказывания самого актера, а также деятелей кино, таких как: Шукшин, Гайдай, Леознова и других.

Слайд №10 Тихонов

  1. Тихонов В. «Жизнь – это такое воспоминание..»

Аристократ, интеллектуал, красавец, настоящий мужчина – таким предстает он перед нами в воспоминаний многочисленных коллег, друзей и родных. Однако многие из его тайн остались нераскрытыми. В этой книге вы услышите живую речь Вячеслава Тихонова, запечатленную в опубликованных интервью, проникните в мысли и тонкую жизненную философию великого актера, откроете для себя секреты его души и таланта.

Слайд №11 Леонов

  1. Евгений Леонов. Дневники, письма, воспоминания.

Евгений Леонов при жизни не был обделен ни славой, ни знаками общественного внимания: ему было присвоено самое высокое почетное звание, ему присуждали самые престижные отечественные и международные премии, награждали самыми главным и орденами. Бесконечно много разъезжая по стране, он знал о своей популярности, о доброжелательном и любовном отношении зрителей. Основное содержание книги составляет рассказ Евгения Леонова о себе, о своей жизни и работе, о своих учителях и партнерах, о своих поисках, ошибках и удачах. Мы надеемся, что предлагаемая книга в какой-то степени удовлетворит интерес и читателей к личности и творчеству Евгения Леонова.

Слайд №12 Крючков

  1. Крючков Н. Чем жив человек

Эта книга – библиографический рассказ самого актера о жизни и творчестве. Со страниц этой книги пред нами встает образ не только замечательного артиста, но и замечательного человека, не утерявшего с годами ни чувство юмора, ни живой, азартной неуемности, не трезвого, прямодушного взгляда на жизнь.

Слайд №13 Милляр

  1. Милляр Г. Я – второй Раневская, или Й – вторая третья буква

Георгий Милляр был непревзойденной звездой в ролях чудовищных монстров – Кащея, Черта, Бабы Яги, Чудо-юда. Даже его голос был узнаваемо-уникальным – старчески дребезжащий, с повизгиваниями, и утробным сопением. И каким же огромным талантам надо было обладать, чтобы самое омерзительное существо вызывало любовь всей страны! Сам себя он называл «стариком Похабычем», придумывал фривольные стишки, отпускал дерзкие реплики. А его Баба Яга такие неприличные жесты себе позволяла! При этом он всегда оставался настоящим галантным французом… Ведь его отец был французский инженер. Одиночество, непонимание и злословие сопровождали Милляра всю его жизнь. Но однажды его прорвало! Он выплеснул на бумагу свое презрение и недовольство. Так на свет появился знаменитый «алфавит Милляра».

Слайд №14 Депардье

  1. Жерар Депардье. Чрезмерный человек

Книга рассказывает о невероятной судьбе, творческих удачах и неудачах знаменитого французского актера Жерара Депардье. В юности он был главарем подростковой шайки, угонял машины, воровал, не раз оказывался в полицейском участке. Всё шло к тому, что он мог стать заурядным бандитом, но он стал великим лицедеем. Впервые на русском языке впервые публикуются «Украденные письма» самого Жерара Депардье.

Ведущий: Недавно в наш фонд поступили две книги о Фаине Раневской.

Слайд №15 Раневская

  1. Шляхов Андрей Фаина Раневская Одинока насмешница

Это первая книга, в которой представлена не только полная биография актрисы, но и все самые знаменитые, колкие, остроумные, язвительные афоризмы Фаины Раневской. Только она могла сказать: «Жизнь – это небольшая прогулка пред вечным сном!»

  1. Раневская Ф. Записки социальной психопатки

Среди сотни книг о Фаине Раневской – в этих «Записках…» собраны не только её лучшие афоризмы и цитаты, которые складываются в полноценную историю её жизни, но и воспоминания о самых известных людях той эпохи: Анне Ахматове, с которой Раневская вместе пережила эвакуацию, Ростиславе Плятте, Ольге Аросевой и многих, многих других…

Ведущий: Подробнее познакомиться с этими книгами вы можете, взяв в нашей библиотеке для прочтения на дом.

«Одинокая насмешница» – литературные зарисовки о Фаине Раневской

Слайд №16 Раневская

Ведущий:  А сейчас мы подробнее остановимся на биографии и творчестве Фаины Георгиевны Раневской.

Слайд № 17 Фрагмент фильма «Александр Пархоменко», Раневская в роли тапёра.

Фаина Раневская прожила долгую, насыщенную жизнь, полную драматизма и одиночества, буквально не дожив месяц до 88-летия.

Слайд №18 маленькая Фая

Фаина Фельдман родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье.
«…Я вижу двор, узкий и длинный, мощеный булыжником. На дворе сидит на цепи лохматая собака по прозвищу Букет. Букет всегда плачет и гремит цепью. В черном небе – белые звезды, от них светло…»

Ее отец Фельдман Гирши Хаймович был человеком уважаемым и влиятельным. Он был владельцем фабрики сухих красок и со временем превратился в очень состоятельного нефтепромышленника, имевшего большой вес в местных торгово-промышленных кругах. В Таганроге у него был большой двухэтажный дом, в котором он жил со своей семьёй,  несколько доходных домов, магазины и даже пароход «Святой Николай».

Слайд №19 Фаина с братьями и сестрой

В семье Фельдман – было четверо детей – старшая дочь Белла, сын Яков, дочь Фаина, младший сын Лазарь, который умер ребёнком.

Слайд №20 Дом Раневских

Дом, в котором они жили, сохранился и сейчас, а в 2008 году возле него был установлен памятник Фаине Раневской в образе Ляли из фильма «Подкидыш». Сама Раневская покинула отчий дом ещё до революции, потом больше ни разу туда не приезжала.

Слайд №21 маленькая Фаина

Детство Фаины не было счастливым. Она чувствовала себя одинокой, что было трудно понять, ведь её семья была вполне состоятельной и в меру любящей. Одиночество Фаины было не физическим, а психологическим – у неё была слишком токая чувствительная натура, и ей не находилось друзей и вообще близких по духу людей. Она вспоминала, что почувствовала себя несчастной в шесть лет, когда увидела бедных замученных животных в приезжем зверинце. Всех остальных они веселили, а она плакала.

Кроме этого Фаина страдала от легкого заикания. Боясь насмешек, она избегала сверстников, не имела подруг, не любила учиться. С трудом проучившись в младших классах Мариинской женской гимназии, девочка упросила родителей забрать ее оттуда.

«Училась плохо, арифметика была страшной пыткой. Писать без ошибок так и не научилась. Считать тоже. Наверное, потому всегда, и по сию пору, всегда без денег…» В то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать». 

О маме Милке Рафаиловне Фаина позже рассказывала: «Существует понятие «с молоком матери». У меня – «со слезами матери». Мне четко видится мать, обычно тихая, сдержанная, – она громко плачет. Я бегу к ней в комнату, она уронила голову на подушку, плачет, плачет, она в страшном горе. Я пугаюсь и тоже плачу. На коленях матери – газета: «…вчера в Баденвейлере скончался А.П.Чехов…»

Слайд №22 Раневская

С 14 лет начинается увлечение Фаины театром. Первые посещения городского театра оставили в душе девочки неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле «Вишневый сад» Чехова на сцене Московского Художественного театра, где играли звезды тех лет. Кстати, псевдоним «Раневская» именно из этой пьесы. Однажды по дороге домой у Фаины из сумочки выпали деньги, их подхватил ветер, а она смеялась и говорила: «Как красиво они летят!» Ее спутник тогда заметил: «Вы совсем как Раневская». Так и осталась за ней эта фамилия, позже став официальной. Опустился занавес, погасли огни рампы, а девушка все продолжала сидеть в опустевшем зале. Она поняла, что ее призвание – театр. «Профессию я не выбирала, – скажет позже Фаина Григорьевна, – она во мне таилась».
После возвращения домой Фаина сдала экстерном экзамены за курс гимназии и стала посещать занятия в частной театральной студии А.Ягелло (А.Н.Говберга). Она училась свободно двигаться на сцене, говорить, растягивая слова, чтобы скрыть свое заикание. В это время она участвовала в любительских спектаклях. Отец снисходительно относился к увлечению дочери. Но, когда вдруг Фаина объявила о желании стать профессиональной актрисой, это вызвало скандал и разрыв с семьей. О том, чтобы пойти работать в местный театр, не могло быть и речи. Кроме того, девушка понимала, что ей еще нужно всерьез учиться сценическому мастерству.

В 1915 году Раневская уезжает из Таганрога в Москву. В своей биографии Фаина Раневская позже писала: «В 1915 году я уехала в Москву с целью поступить в театральную школу, ни в одну из лучших школ принята не была как неспособная. С трудом устроилась в частную школу, которую вынуждена была оставить из-за невозможности оплачивать уроки». 

Раневская жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в эти годы она знакомится с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским и происходит её первая встреча с Качаловым.

Слайд №23 Раневская в роли

Начинала она свой путь актрисы с участия в массовках на сценах провинциальных театров, по многим городам России помотала её жизнь.

В октябре 1917 года вся семья Фаины Раневской иммигрировала за границу. Звали и её с собой, но она отказалась. Много лет спустя, вспоминая об этом, она говорила: «Я точно знала, что не могу без России, без русского театра».  Но её отцу в России оставаться не было смысла. Для советской власти он был классовым врагом, и сразу после Октябрьской революции его арестовали. Чтобы выйти на свободу, пришлось заплатить 50 тысяч, после чего он, его жена и их сын Яков довольно быстро собрались и на собственном пароходе «Святой Николай» оправились в Румынию. Некоторые биографы  считают, что больше Фаина никогда их не видела. Но это не так. В 1956 году Раневская смогла съездить в Румынию. Отец к тому времени уже умер. Мать, брат и племянник жили в Румынии, а сестра Белла во Франции. Овдовев, она вернулась на Родину, но так и не привыкла к жизни в СССР. Она считала, раз сестра так знаменита, значит и богата. Реальность её жестоко разочаровала.

Вот так Фаина Раневская вспоминает расставание в родными:

 «Мама рыдает, я тоже рыдаю, но решения своего изменить не могу. Мне мучительно больно и страшно, но я упряма как телеграфный столб. И вот, остаюсь одна без средств к существованию. Революционных убеждений не исповедовала, Боже упаси».

После революции до середины тридцатых годов Раневская работала в разных театрах и вместе с театральной труппой исколесила  почти всю страну.

Слайд №24 Раневская старше

В 30-х годах Раневская переехала в Москву, где служила в Камерном театре, а потом в театре Красной армии. В это же время Раневская стала сниматься в кино.
Большинство наших современников видели Раневскую лишь в кино. “Свадьба”, “Золушка”, “Весна” и, конечно же, “Подкидыш”. Эти фильмы известны во многом благодаря ее героиням, сама же актриса к своим работам в кино относилась скептически. Она говорила: “Деньги съедены, а позор остался”, “Сняться в плохом фильме – все равно что плюнуть в вечность”.

Слайд №25 Подкидыш

“Главная” роль, о которой вспоминает каждый, услышав фамилию “Раневская”, – властная Ляля из комедии “Подкидыш” 1939 года и ее легендарная фраза. Назовите эту фразу. (ответы участников) Конечно, это – “Муля! Не нервируй меня!”. Многие считают, что эту фразу для фильма придумала сама Раневская, но на самом деле она была “изобретением” Рины Зеленой, которая вместе с Агнией Барто написала сценарий к фильму. “Мулей” назвал Раневскую даже Брежнев, когда вручал ей орден Ленина, ответ актрисы не заставил себя ждать: “Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы”.

Эта фраза стала “проклятием” актрисы, в какой-то момент Раневская просто возненавидела ее. Действительно, сколько можно терпеть в след крики “Муля! Не нервируй меня”, тем более что сама актриса считала эту роль незначительной. Но к “фанатам Мули” она относилась терпимо.

В 1939 году Раневская снялась в двух кинокартинах –  сыграла роль жены портного Гуревича – Иды в фильме «Ошибка инженера Кочина» режиссера Мачерета и роль жены инспектора в фильме «Человек в футляре» режиссера Анненского.
Об этом фильме Раневская вспоминала: «Я, когда в «Человеке в футляре» снималась, решила говорить одну фразу. Играла я жену инспектора гимназии – у Чехова она бессловесна. Фраза такая: «Я никогда не была красива, но постоянно была чертовски мила». Я спросила Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову, можно ли это вставить в фильм. Она смеялась и разрешила…»

Слайд №26 Фрагмент фильма «Человек в футляре»

Слайд №27 война

Когда началась война, Раневская эвакуировалась в город Ташкент, из которого возвратилась обратно в Москву весной 1943 года. Там она поступила на работу в театр Драмы, а вскоре её пригласили на роль матери невесты в фильме «Свадьба» по А.П.Чехову. Снимали картину в большой спешке, чтобы успеть к 40-летию со дня смерти Чехова. Раневская по этому поводу ехидничала: «У нас же и из годовщины смерти могут сделать праздник!». Несмотря на все трудности во время съемок, фильм получился ярким и забавным, и стал одним из немногих фильмов Раневской, который стоит смотреть не только ради неё одной.

Слайд №28 Фрагмент фильма «Свадьба»

    После войны в 1945 году ее приглашают на роль Маргариты Львовны в фильм «Весна» с Любовью Орловой в главной роли.

«Премьера «Весны» прошла со средним успехом: фильм показался громоздким, утомительным, а порой… и скучным. Восторг вызвали, пожалуй, только сцены Раневской и Плятта, особенно знаменитый кульбит на лестнице, фразы Маргариты Львовны: «Я возьму с собой «Идиота», чтобы не скучать в троллейбусе!», разговор по телефону: «Скорую помощь! Помощь скорую! Кто больной? Я больной. Лев Маргаритович. Маргарит Львович».

Кстати, и этот текст придумала сама Раневская. Когда Александров пригласил ее сниматься в «Весне», то в сценарии Маргарите Львовне отводился один эпизод: она подавала завтрак своей знаменитой племяннице. – Можете сделать себе роль, – сказал Александров. Именно персонаж Раневской и оказался наиболее интересным в этом фильме. И смешным тоже. А без смеха какая комедия?»

Слайд №29 Фрагмент фильма «Весна»

Раневскую в послевоенные годы много снимают. Фильм «Золушка» относится к числу тех, о котором Фаина Георгиевна говорила, что он принес ей настоящую радость.
«Мачеха — одна из лучших комедийных ролей Раневской. Но вот загадочная метаморфоза: злая Мачеха — объект ненависти читателей «3олушки» в фильме вызывает восхищение и восторг. Даже юные зрители, которые часто острее взрослых воспринимают зло, встречают появление Мачехи на экране с радостным оживлением. И по окончании фильма говорят о ней не с возмущением, а с любовью…»

Слайд №30 Фрагмент фильма «Золушка»

Слайд №31 Раневская

    В конце 40-х – начале 50-х годах карьера Раневской складывалась очень удачно как в театре, так и в кино. Казалось, что наконец-то её все оценили по достоинству. За первой Сталинской премией  последовала вторая   – за роль Агрипины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой». Спектакль был не слишком интересный, типичная советская производственная драма, но зато идеологически выверенный. Что поделать, именно за участие в таких спектаклях обычно премии и давали. Потом была и третья премия, уже за кино- за роль фашистки фрау Вурст в пропагандистском фильме  «У них есть Родина» по пьесе Сергея Михалкова. Фильм тоже ничего особенного из себя не представлял, но фрау Вурст у Раневской действительно хорошо удалась.

Слайд №32 Раневская

В начале 60-х годов Раневская действительно много снималась в кино, причем далеко не всегда в качественном. Это были кинофильмы «Девушка с гитарой», «Драма», «Осторожно, бабушка», «Легка жизнь». Но в целом все эти роли какого-либо серьезного следа в творчестве Раневской не оставили.

Слайд №33 Фрагмент фильма «Легкая жизнь»

Слайд №34 фрагмент фильма «Осторожно, бабушка!»

Слайд №35 Раневская

Фаина Раневская умела дружить. Её лучшими друзьями были: Марина Цветаева, Анна Ахматова, Любовь Орлова, Леонид Утёсов, Ия Савина, Марина Неёлова, Ольга Аросева, Елена Камбурова.

Фаина Раневская до самой старости играла в театре и снималась в кино. Она была актрисой поразительного актерского дарования, на сцене ей было подвластно все – комедия, драма, трагедия… Но в жизни она оставалась одинокой, усталой и ранимой.

Замуж Раневская не вышла и никогда не имела детей. Однажды кому-то из знакомых она рассказывала о своем бывшем возлюбленном: “Сегодня встретила свою первую любовь. Шамкает вставными челюстями. А какая это была прелесть! Мы оба стеснялись нашей старости”.

Слайд №36 Раневская старая

Одиночество и свой возраст она переживала болезненно, но при этом отчаянно шутила: “Я как старая пальма на вокзале, никому не нужна, а выбросить жалко”.

Чувство юмора было ее защитным механизмом, помогавшим выжить. Актриса Ольга Аросева рассказывала, что, уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Георгиевна шла по улице, поскользнулась и упала. И, лежа на тротуаре, кричала прохожим своим неподражаемым голосом: “Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!”

Слайд №37 афоризмы

Афоризмы Раневской уже при её жизни повторяла вся московская богема – каждую её меткую фразу тут же подхватывали, и через несколько дней та становилась известна всей стране. Зиновий Паперный говорил, что за Раневской надо ходить с блокнотом и записывать всё, что она говорит. Особенность афоризмов Раневской в том, что они если и смешные, то уж точно не весёлые. Большая часть их о болезнях, старости и смерти. И смех, который они вызывают, это сквозь слезы.

Слайд №38 афоризмы

Сейчас из этих афоризмов составлены целые книги, хотя, сказать по правде, Раневская говорила далеко не всё из того, что её приписывают. И это далеко не случайно – просто она стала своеобразным символом эпохи – символом юмора своего времени.

  Давайте послушаем несколько афоризмов из книги Ф.Раневская «Записки социальной психопатки».

Слайд №39 Раневская в старости

Раневская не любила свои юбилеи и старалась их не праздновать. Возраст давно был у неё поводом для невеселых шуток, и к юбилеям она относилась, как к неприятному напоминанию о своей старости и одиночестве. Но в конце концов настало такое время, когда её юбилейные даты перестали быть только её личным делом. Она стала слишком знаменитой, слишком популярной, и теперь её день рождения праздновали все страной – писали статьи, рассказывали в новостях, ставили документальные фильмы о ней.

К 80-летию Раневскую наградили орденом Ленина. Узнав об этом, она заплакала. Всё к ней пришло – и признания и награды. А жизнь заканчивалась. И она это хорошо понимала.

    Последние несколько лет одиночества Раневская скрашивал Мальчик – бездомная дворняжка, которого её когда-то принесли больного с перебитой лапой. Как это нередко бывает с одинокими бездетными людьми, у которых остался огромный нерастраченный запас материнских чувств, к Мальчику она привязалась больше, чем ко многим своим друзьям. Она не просто заботилась о нём, а можно сказать – носилась с ним, сдувая пылинки. Каждый гость был обязан погладить мальчика, ему доставались лучшие куски от обеда, а выгуливала его специально нанятая женщина. Он был предан ей абсолютно и обожал её не меньше, чем она его.

Слайд №40 могила Раневской

    Фаина Георгиевна Раневская умерла 19 июля 1984 года.

Спустя какое-тот время после смерти Раневской, на её могиле на Новом Донском кладбище проявилась бронзовая фигурка её собаки – её Мальчика. Никто не знал, кто её установил, и только потом выяснилось, что это сделала певица Елена Камбурова., одна из последних друзей Раневской. Она лучше других знала, как важен был для Раневской Мальчик в последние годы её жизни, и сделала ей этот посмертный подарок.

Слайд №41 Раневская

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Комментарии отключены

Filed under Сценарии

Comments are closed.